«Технологический прорыв в авиации», «Победа советских конструкторов» — с такими заголовками в 1968 году вышли газеты, посвященные первому полету сверхзвукового пассажирского Ту-144.
На фоне самолетов того времени Ту-144 смотрелся настоящим гостем из будущего.
Ведущий инженер-испытатель Ту-144 Сергей Авакимов:
«Мы смогли достичь сверхзвука с пассажирами на борту. Он реально летал. Вот я на этом самолете за 3 часа долетал до Хабаровска!»
Ту-144 летал на высоте 18 км — как никто другой до этого. КБ Туполева пришлось практически заново изобрести самолет — применить новые материалы, новые технологии и новые двигатели, которые были бы способны поднять его на такую высоту.
Но лайнер явно опережал свое время. Он постоянно дорабатывался, каждый новый экземпляр отличался от предыдущего и обходился стране очень дорого.
Главный конструктор Ту-144 Александр Пухов:
«Наша страна была не готова к их эксплуатации. Если был полет на Дальний Восток, то потом со всей округи собирали топливо на обратную дорогу».
В добавок ко всему, в 1973 году произошла катастрофа, которая подорвала доверие к пассажирским сверхзвуковым самолетам. На авиасалоне в Ле-Бурже во время показательного полета Ту-144 ушел в пике, рассыпался в воздухе и упал на жилые районы городка Гуссенвиль. Тогда погибли 14 человек.
Первый рейс с пассажирами состоялся лишь в 1977-м. Вылетев из Москвы и развив 2300 км/ч, уже через два часа лайнер приземлился в Алма-Ате. Но коммерческие рейсы продолжались всего несколько месяцев. После жесткой посадки самолета на испытаниях их решили прекратить.
Судьба Ту-144 — это яркая страница в истории авиации, которую перелистнули слишком быстро. Но без него не было бы ни новых стратегических бомбардировщиков, ни огромного задела на будущее.
Александр Крупник, первый заместитель директора ЦКБ ПАО «Туполев»:
«Если сегодня нам поручат построить такой самолет, то лет через семь мы его поднимем в воздух».
Ту-144 — это по-настоящему красивый символ того, что для человека нет ничего невозможного.
Но увы, пока регулярные полеты на сверхзвуковых лайнерах так и остались лишь полетом человеческой мысли.