Найти тему
EA Culture

Автопортрет в стиле модерн

Анри Матисс. Автопортрет. 1918. Масло, холст. 64х54 см. Музей Матисса, Ницца, Франция. Источник иллюстрации: Викимедиа
Анри Матисс. Автопортрет. 1918. Масло, холст. 64х54 см. Музей Матисса, Ницца, Франция. Источник иллюстрации: Викимедиа

На исходе 2018 года мы решили показать подборку автопортретов, написанных сто лет назад. 1918-й оказался для художественного сообщества Европы страшным годом: война, революции и эпидемия испанского гриппа унесли жизни многих творцов, причем многие из ушедших находились на пике творческой активности и в центре общественного внимания.

Хаим Сутин. Автопортрет. 1918. Масло, холст. 54,6х45,7 см. Художественный музей Принстонского университета, Принстон, США. Источник иллюстрации: Ридтайгер
Хаим Сутин. Автопортрет. 1918. Масло, холст. 54,6х45,7 см. Художественный музей Принстонского университета, Принстон, США. Источник иллюстрации: Ридтайгер

Но такова судьба поколения модерна, на долю которого выпали великие потрясения и удивительные художественные открытия. Не будем же удивляться ни черно-белому «Автопортрету с танцующей смертью» Эрика Людвига Кирхнера, ни овальному автопортрету Аугусто Джакометти, видевшему себя набором цветных пятен. На фоне этих удивительных работ, автопортреты Сутина, Тархофа, Нестерова, Аке и Матисса выглядят если не реалистическими, то гораздо более понятными и привычными.

Николай Тархов. Автопортрет. 1918. Масло, картон. 41х35 см. Музей современного искусства Пти-Пале, Женева, Швейцария. Источник иллюстрации: Куратор
Николай Тархов. Автопортрет. 1918. Масло, картон. 41х35 см. Музей современного искусства Пти-Пале, Женева, Швейцария. Источник иллюстрации: Куратор

Завершает подборку рисунок Бориса Кустодиева «Автопортрет с женой в санях», который не зря считается апофеозом широты русской души на фоне русского мороза. Требуется высший уровень мастерства, чтобы карандашом передать и мороз, и скорость, и настроение героев.

Йохан Аксель Густав Аке. Автопортрет. 1918. Масло, холст. Национальный музей, Стокгольм, Швеция. Источник иллюстрации: Холст
Йохан Аксель Густав Аке. Автопортрет. 1918. Масло, холст. Национальный музей, Стокгольм, Швеция. Источник иллюстрации: Холст

Художники 1918-го были очень разными, и это нетрудно заметить, просто пролистав их автопортреты. Но вместе они, как и те, кого не стало в том злополучном году, сложили из своих картин и судеб уникальное явление, которое мы сегодня знаем, как #векмодерна.

Михаил Нестеров. Автопортрет. 1918. Пастель, картон. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина. Источник иллюстрации: Наследие
Михаил Нестеров. Автопортрет. 1918. Пастель, картон. Киевский национальный музей русского искусства, Киев, Украина. Источник иллюстрации: Наследие

Мы намеренно подобрали автопортреты только 1918 года из музеев восьми разных городов восьми стран – хотелось показать планетарный масштаб интереса к творчеству художников, переживших 1918-й.

Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с танцующей смертью. 1918. Ксилография, бумага. 50,3х34 см. Музей Фолькванг, Эссен, Германия. The Athenaeum
Эрнст Людвиг Кирхнер. Автопортрет с танцующей смертью. 1918. Ксилография, бумага. 50,3х34 см. Музей Фолькванг, Эссен, Германия. The Athenaeum

Ну а открывает нашу маленькую галерею автопортрет Анри Матисса. Это лидер фовистов родился 31 декабря 1969 года, поэтому наступающий 2019-й станет годом Матисса и завершится празднованием 150-летия этого гения.

 Аугусто Джакометти. Автопортрет. 1918. Пастель, бумага и картон. 35,6х31 см. Частная коллекция, Вена, Австрия. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Аугусто Джакометти. Автопортрет. 1918. Пастель, бумага и картон. 35,6х31 см. Частная коллекция, Вена, Австрия. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Борис Кустодиев. Автопортрет с женой в санях. 1918. Карандаш, бумага. 43х34 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Источник иллюстрации: The Athenaeum
Борис Кустодиев. Автопортрет с женой в санях. 1918. Карандаш, бумага. 43х34 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, Россия. Источник иллюстрации: The Athenaeum