На исходе 2018 года мы решили показать подборку автопортретов, написанных сто лет назад. 1918-й оказался для художественного сообщества Европы страшным годом: война, революции и эпидемия испанского гриппа унесли жизни многих творцов, причем многие из ушедших находились на пике творческой активности и в центре общественного внимания.
Но такова судьба поколения модерна, на долю которого выпали великие потрясения и удивительные художественные открытия. Не будем же удивляться ни черно-белому «Автопортрету с танцующей смертью» Эрика Людвига Кирхнера, ни овальному автопортрету Аугусто Джакометти, видевшему себя набором цветных пятен. На фоне этих удивительных работ, автопортреты Сутина, Тархофа, Нестерова, Аке и Матисса выглядят если не реалистическими, то гораздо более понятными и привычными.
Завершает подборку рисунок Бориса Кустодиева «Автопортрет с женой в санях», который не зря считается апофеозом широты русской души на фоне русского мороза. Требуется высший уровень мастерства, чтобы карандашом передать и мороз, и скорость, и настроение героев.
Художники 1918-го были очень разными, и это нетрудно заметить, просто пролистав их автопортреты. Но вместе они, как и те, кого не стало в том злополучном году, сложили из своих картин и судеб уникальное явление, которое мы сегодня знаем, как #векмодерна.
Мы намеренно подобрали автопортреты только 1918 года из музеев восьми разных городов восьми стран – хотелось показать планетарный масштаб интереса к творчеству художников, переживших 1918-й.
Ну а открывает нашу маленькую галерею автопортрет Анри Матисса. Это лидер фовистов родился 31 декабря 1969 года, поэтому наступающий 2019-й станет годом Матисса и завершится празднованием 150-летия этого гения.