Все помнят картину Василия Сурикова «Взятие снежного городка», которая свидетельствует: на Руси городки и фигуры из снега и льда возводили издревле.
Но жители Салавата считают, что первенство в возведении снежных чудо-городков принадлежит их городу. Правы они или нет, судить вам, дорогие читатели.
Как рассказала экскурсовод местного историко-краеведческого музея Валентина Бухарина, ледовые городки впервые в республике появились в 1957 году в Салавате, а только потом стали возникать в других городах Башкортостана. Автором первого чудо-городка стал салаватский художник Александр Каманин.
Хорошо помню, какое огромное впечатление на нас, маленьких ребятишек (а мне в 1957 году было 5 лет), произвела появившаяся на площади около кинотеатра «Родина» (ныне историко-краеведческий музей) громадная снежная горка в виде головы сказочного богатыря из поэмы «Руслан и Людмила». Чтобы прокатиться по горке, нужно было залезть богатырю в ухо и, выезжая из распахнутого рта, скатиться по богатырской бороде. Мальчишки нас, девчонок, пугали, когда мы залезали внутрь головы:
- Сейчас рот как захлопнется!
И мы с визгом как можно скорее скатывались вниз. А в новогоднюю ночь с горки с удовольствием катались не только дети, но и взрослые.
В тех первых снежных городках была не только сказочная горка, но и большущая натуральная ёлка, а вокруг неё на санях, в которые был запряжён медведь, ездил Дед Мороз.
К слову, с этим тогдашним техническим нововведением связано ещё одно интересное воспоминание, но уже не детское, а взрослое – почётного гражданина Салавата, заслуженного работника ЖКХ России и Башкортостана Гафара Усманова:
- Хорошо запомнился мне день 31 декабря 1958 года. Был я тогда совсем молодым, работал электриком. Вместе с коллегами налаживал оборудование для снежного городка у кинотеатра «Родина» – новогоднюю иллюминацию, гирлянды на ёлке. Всю автоматику придумывали сами и делали вручную. Две недели стояли лютые морозы, и мы запоздали с наладкой. К вечеру на площади стали собираться люди, приходили вместе с ребятишками и ждали открытия снежного городка. До Нового года – считанные часы, а у нас установка не идёт и всё! Провода ломаются от мороза, аппаратура выходит из строя. Мы голыми руками работаем, пальцы смазываем спиртом и глицерином, чтобы не примерзали к проводам. Натянули палатку, чтобы ветер не мешал. И сделали! Рабочие разошлись по домам, а меня оставили дежурить, наблюдать за оборудованием. Так я и встретил праздник на площади у ёлки.
Вот на такие «жертвы» шли салаватцы, чтобы не испортить горожанам праздник!
В 1959 году новогодние ёлки зажглись сразу на двух салаватских площадях, и обязательным новогодним атрибутом многие годы была традиционная горка «Голова богатыря», которая «переехала» на центральную городскую площадь. А на площади около нынешнего краеведческого музея в один из новогодних праздников был залит каток, что тоже очень порадовало салаватцев.
Сегодня новогодние снежные и ледяные городки уже совсем не редкость в республике. Понятно, что их атрибутика, дизайн и иллюминация совсем другие: появились светящиеся сказочные кареты, шары, ледяные символы городов и районов. Горки строились даже в самые малоснежные новогодние праздники, чтобы не лишать радости детвору.
В этом году, как и раньше, в Салавате снежный городок расположился на центральной площади, простоит весь январь и не будет пустовать ни дня. Открываются снежные городки на других городских площадках.
Какими станут новогодние снежные городки в будущем? Может, сани с Дедом Морозом или ребятишками будут не ездить, а летать, а сказочные ледяные фигуры двигаться и разговаривать? Может, площадь украсят какие-то удивительные голограммы, а тёмным вечером в небе зажгутся разноцветные шары и гирлянды? Кто знает, как наши правнуки станут праздновать Новый год лет через 50-100... Одно можно сказать точно: этот праздник всегда останется самым любимым и волшебным и для детей, и для взрослых. Ведь в новогоднюю ночь чудеса происходили, происходят и – никуда не денутся – будут происходить всегда! Только нужно для этого побольше снега.
Ольга АСАБИНА
Фото автора
№ 51 от 27 декабря 2018 года