Вы никогда не задумывались, откуда в Европе такой негатив в отношении нашей религии, тоже христианской, между прочим? Православие, как бы то ни было, ни индульгенциями, ни инквизицией себя не опозорило. Падкие на секты и прочие религиозные извращенства современные европейцы и американцы в большинстве своём от православия шарахаются, как от чумы, причём не имея совершенно никакого реального представления о сути нашей религии, о её догмах и принципах – не без всякой же причины!
Религия, как говорил великий Ленин, - опиум для народа. Религия – это вопрос вопросов, камень преткновения, яблоко раздора. Самые страшные и кровопролитные войны велись не за бабло, а за идею. Христианство создало Европу и Россию такими, какие они есть. Даже атеисты и агностики, отрицая церковь и Бога, по сути своей имеют христианскую, иудейскую или мусульманскую мораль, потому, что вся культура, весь менталитет, все нравственные ориентиры и ценности имеют религиозные корни, вросли в свою религию так, что уже никак и никогда одно от другого не отделить, нечего и пытаться.
Именно поэтому, вскользь пройдясь по Византии, новорожденной Европе и Древнему миру, я ничего не стала говорить о раннем христианстве, исламе и религиозном противостоянии тех времен – я решила посвятить этому пару-другую отдельных стаей. Рискну утверждать, что корень ненависти западного мира, в основе своей католического, так как протестантство, лютеранство и прочие религиозные течения возникли позже и на доброй католической основе, лежит именно в религии. Изначально нелепые представления и заблуждения о Руси возникли из-за страха перед татарами, но черный пиар во всей его красе и размахе возник во времена инквизиции, и я в серии статей об этом постараюсь это доказать и объяснить.
Мне всегда казалось странным, что важнейшая веха в истории человечества, возникновение христианской религии и церкви, можно сказать, ключевая цивилизационная метка, совершенно не рассматривается в учебниках истории и не преподается в школе. Вместо этого несчастным детям засираются (прошу прощения!) мозги вещами, может, и интересными, но не обязательными и скорее познавательными, чем необходимыми. Ну, например, троянская война или триста спартанцев – интересно, слов нет, не спорю, но какую роль сыграли эти события в возникновении и развитии нашей цивилизации? Если их убрать из школьной программы по истории, уверяю, ничего страшного не случится. Да их и не помнит никто, кроме разве что по фильмам. Замечательным, кстати. В итоге мы остаемся с подсознательным убеждением в важности и величии истории древних греков, и с полнейшим вакуумом там, где должны находиться краеугольные камни нашего мировоззрения. Я назвала свою статью «Карфаген должен быть разрушен» не только ради красного словца и вящего эффекта. Карфагенская церковь, о которой пойдет речь, была африканской церковью. В ее епархию входили современные Сирия, Ливия, Египет… Ничего не навевает?
И так, для начала промчимся галопом по раннему христианству. В предыдущей статье я нарисовала контуры тогдашней картины мира и пометила центры силы. То есть, важнейшие для нашей цивилизации события и открытия происходили именно здесь. В том числе, и возникновение христианства, сделавшего мир таким, каков он есть сейчас. Все, что тогда происходило в катакомбах Древнего Рима и провинций, определило всю нашу историю и практически все теперешние проблемы, а потому не упомянуть об этом просто невозможно.
Первый век христианства называется, разумеется, Апостольским веком. Еще живы были ученики Христа и первые апостолы, которых было, если кто не знает, - а по сути, почти никто и не знает - семьдесят. В первые годы, пока существовал Иерусалим и Иерусалимский храм, Новозаветная церковь существовала внутри Ветхозаветной. Христиане посещали главный иудейский храм, справляли иудейские праздники и т.д. Потом радикальные евреи – сейчас их назвали бы сепаратистами, - подняли восстание против власти Рима, и император Нерон руками знаменитого Веспассиана в 49 году н.э. разрушил Иерусалим и сжег святыню иудеев, Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном. Именно тогда
иудеи лишились собственного государства и были вынуждены скитаться по миру в качестве изгоев. Фактически – за перманентное неповиновение, упорное скрытое и явное сопротивление римской власти, римской идеологии и римскому владычеству, за то, что никогда не признавали римское превосходство и осмеливались считать себя выше римлян. Метафизически – за то, что не признали и не приняли мессию. Но оставим это профессионалам! Для нас здесь важно то, что с момента падения Иерусалима Новозаветная церковь окончательно отделяется от Ветхозаветной, а христианство – от иудаизма. Центр, разумеется, перемещается в Рим, тогда еще находившийся в расцвете своей силы и славы. Там возникают первые христианские общины, появляются первые епископы. Одновременно такие же общины возникают во втором после Рима центре империи: Карфагене. Первым епископом Карфагенским стал апостол Епенет, один из упомянутых семидесяти. В эпоху расцвета этот важнейший центр христианства насчитывал более семидесяти епископских кафедр, его прихожанами были миллионы верующих. По тем временам это необычайно много. Но нас Карфаген и его церковь интересуют в связи с важнейшим событием: одним из первых церковных расколов, названным новотианским. Почему с ним? Объясню.
Все знают о гонениях на первых христиан, о пытках, сожжениях, убийствах на аренах первых христианских мучеников. Вот это как раз то, что известно более или менее всем. Первые сожжения произошли по приказу Нерона. Тогда считали – и теперь это самая распространенная версия, - что Рим поджег именно Нерон, ибо был он человек непредсказуемый, склонный к дешевым эффектам, и вообще всячески извращенный. Чтобы перевести стрелки со своей персоны, он обвинил в поджоге Рима именно христиан. Было казнено множество людей вместе с семьями, в том числе маленькими детьми. В числе первых мучеников, казненных Нероном, был и апостол Петр, который попросил казнить себя вниз головой, ибо считал себя недостойным умереть так же, как Иисус. Гонения продолжились, христианам даже пришлось законспирироваться, скрываться в
катакомбах, о которых так же многим смутно, но известно. Многие стали мучениками, но многие и испугались и отреклись от веры. Так вот, когда гонения прекратились, и император Константин Великий, тот самый, что перенес столицу Империи из Рима в Византий, предоставил в 313 году христианам свободу вероисповедания, сам, правда, оставшись язычником, возник вопрос: позволить ли отступникам, которые пожелали раскаяться и вернуться в лоно церкви, это сделать, или послать их подальше во веки веков? По этому поводу и возник раскол. Одни считали, что надо «Понять, простить и отпустить», то есть, наоборот, принять, другие были категорически против. Но проблема возникла тогда гораздо более глубинная и серьезная. По сути, в тот момент образовалась такая своеобразная точка невозврата, когда мир стоял на развилке двух путей. Первый путь так и остался неведомым, а второй привел к возникновению папства, как политико-религиозного образования, к эпохе Крестовых походов, религиозных войн, инквизиции и прочих приятных вещей. Карфагенская сторона настаивала, помимо отторжения предателей, на чистоте и свободе церкви, на ее независимости от языческой верховной власти, противная сторона ратовала за прощение отступников и за сотрудничество с властями. Поддержанная этими самыми властями, эта самая «противная сторона» и победила. Впоследствии этот раскол отозвался возникновением в уже Средневековой Европе ересями катаров и вальденсов, а в Византии – богомилов. С этими ересями связано столько мифов, из-за всего, с ними связанного, по сей день ломается столько копий и возникает столько баталий, что им я посвящу несколько отдельных статей. Здесь и святой Грааль, и тамплиеры, и Альбигойские войны, и крестоносцы, и инквизиция, и ядро конфликта между православием и католичеством, а позже – между Западной Европой и Россией. Это аукается нам с вами по сей день!
Как обычно, занятые междусобойными сварами, ненавидящие друг друга, епископы Римской и Карфагенской церквей вовсю интриговали и гадили друг другу. И как обычно, этим воспользовалась третья сторона: арабы. Восточная Римская Империя потеряла большинство своих африканских провинций и часть Испании, а карфагенская церковь прекратила свое существование. Карфаген пал во второй раз. Но христианство в Северной Африке сохранилось, традиционно несколько отличное от своих западных сестер, но формально – более близкое к первоисточнику, более чистое, что ли. И сегодня мы наблюдаем третье падение Карфагена. Остатки древнего, чистейшего христианства уничтожаются прямо на наших глазах. Попутно, или целенаправленно – не знаю. Да и какая разница? В следующей статье я расскажу о том, как возникло папство, и почему римские первосвященники, не смотря на падение Рима и превращение Европы в глухую провинцию, сохранили свое влияние, добились отделения от Константинопольской епархии и, по сути, создали ту Европу, которую мы имеем сегодня, и которая по-прежнему имеет весь мир.