Найти тему
Европейские ценности

Карфаген должен быть разрушен

Руины Карфагена. Взято из открытого источника
Руины Карфагена. Взято из открытого источника

Вы никогда не задумывались, откуда в Европе такой негатив в отношении нашей религии, тоже христианской, между прочим? Православие, как бы то ни было, ни индульгенциями, ни инквизицией себя не опозорило. Падкие на секты и прочие религиозные извращенства современные европейцы и американцы в большинстве своём от православия шарахаются, как от чумы, причём не имея совершенно никакого реального представления о сути нашей религии, о её догмах и принципах – не без всякой же причины!

Религия, как говорил великий Ленин, - опиум для народа. Религия – это вопрос вопросов, камень преткновения, яблоко раздора. Самые страшные и кровопролитные войны велись не за бабло, а за идею. Христианство создало Европу и Россию такими, какие они есть. Даже атеисты и агностики, отрицая церковь и Бога, по сути своей имеют христианскую, иудейскую или мусульманскую мораль, потому, что вся культура, весь менталитет, все нравственные ориентиры и ценности имеют религиозные корни, вросли в свою религию так, что уже никак и никогда одно от другого не отделить, нечего и пытаться.

Именно поэтому, вскользь пройдясь по Византии, новорожденной Европе и Древнему миру, я ничего не стала говорить о раннем христианстве, исламе и религиозном противостоянии тех времен – я решила посвятить этому пару-другую отдельных стаей. Рискну утверждать, что корень ненависти западного мира, в основе своей католического, так как протестантство, лютеранство и прочие религиозные течения возникли позже и на доброй католической основе, лежит именно в религии. Изначально нелепые представления и заблуждения о Руси возникли из-за страха перед татарами, но черный пиар во всей его красе и размахе возник во времена инквизиции, и я в серии статей об этом постараюсь это доказать и объяснить.

Так выглядели первые христианские церкви, которые гонимые римскими властями прихожане устраивали в катакомбах. Взято из открытого источника
Так выглядели первые христианские церкви, которые гонимые римскими властями прихожане устраивали в катакомбах. Взято из открытого источника

Мне всегда казалось странным, что важнейшая веха в истории человечества, возникновение христианской религии и церкви, можно сказать, ключевая цивилизационная метка, совершенно не рассматривается в учебниках истории и не преподается в школе. Вместо этого несчастным детям засираются (прошу прощения!) мозги вещами, может, и интересными, но не обязательными и скорее познавательными, чем необходимыми. Ну, например, троянская война или триста спартанцев – интересно, слов нет, не спорю, но какую роль сыграли эти события в возникновении и развитии нашей цивилизации? Если их убрать из школьной программы по истории, уверяю, ничего страшного не случится. Да их и не помнит никто, кроме разве что по фильмам. Замечательным, кстати. В итоге мы остаемся с подсознательным убеждением в важности и величии истории древних греков, и с полнейшим вакуумом там, где должны находиться краеугольные камни нашего мировоззрения. Я назвала свою статью «Карфаген должен быть разрушен» не только ради красного словца и вящего эффекта. Карфагенская церковь, о которой пойдет речь, была африканской церковью. В ее епархию входили современные Сирия, Ливия, Египет… Ничего не навевает?

Фреска Воскресения, катакомбы, Рим. Взято из открытого источника
Фреска Воскресения, катакомбы, Рим. Взято из открытого источника

И так, для начала промчимся галопом по раннему христианству. В предыдущей статье я нарисовала контуры тогдашней картины мира и пометила центры силы. То есть, важнейшие для нашей цивилизации события и открытия происходили именно здесь. В том числе, и возникновение христианства, сделавшего мир таким, каков он есть сейчас. Все, что тогда происходило в катакомбах Древнего Рима и провинций, определило всю нашу историю и практически все теперешние проблемы, а потому не упомянуть об этом просто невозможно.

Первый век христианства называется, разумеется, Апостольским веком. Еще живы были ученики Христа и первые апостолы, которых было, если кто не знает, - а по сути, почти никто и не знает - семьдесят. В первые годы, пока существовал Иерусалим и Иерусалимский храм, Новозаветная церковь существовала внутри Ветхозаветной. Христиане посещали главный иудейский храм, справляли иудейские праздники и т.д. Потом радикальные евреи – сейчас их назвали бы сепаратистами, - подняли восстание против власти Рима, и император Нерон руками знаменитого Веспассиана в 49 году н.э. разрушил Иерусалим и сжег святыню иудеев, Иерусалимский храм, построенный царем Соломоном. Именно тогда

Франческо Айец, "Разрушение Иерусалимского храма". Взято из открытого источника
Франческо Айец, "Разрушение Иерусалимского храма". Взято из открытого источника

иудеи лишились собственного государства и были вынуждены скитаться по миру в качестве изгоев. Фактически – за перманентное неповиновение, упорное скрытое и явное сопротивление римской власти, римской идеологии и римскому владычеству, за то, что никогда не признавали римское превосходство и осмеливались считать себя выше римлян. Метафизически – за то, что не признали и не приняли мессию. Но оставим это профессионалам! Для нас здесь важно то, что с момента падения Иерусалима Новозаветная церковь окончательно отделяется от Ветхозаветной, а христианство – от иудаизма. Центр, разумеется, перемещается в Рим, тогда еще находившийся в расцвете своей силы и славы. Там возникают первые христианские общины, появляются первые епископы. Одновременно такие же общины возникают во втором после Рима центре империи: Карфагене. Первым епископом Карфагенским стал апостол Епенет, один из упомянутых семидесяти. В эпоху расцвета этот важнейший центр христианства насчитывал более семидесяти епископских кафедр, его прихожанами были миллионы верующих. По тем временам это необычайно много. Но нас Карфаген и его церковь интересуют в связи с важнейшим событием: одним из первых церковных расколов, названным новотианским. Почему с ним? Объясню.

Генрих Семирадский, "Светочи христианства". взято из открытого источника
Генрих Семирадский, "Светочи христианства". взято из открытого источника

Все знают о гонениях на первых христиан, о пытках, сожжениях, убийствах на аренах первых христианских мучеников. Вот это как раз то, что известно более или менее всем. Первые сожжения произошли по приказу Нерона. Тогда считали – и теперь это самая распространенная версия, - что Рим поджег именно Нерон, ибо был он человек непредсказуемый, склонный к дешевым эффектам, и вообще всячески извращенный. Чтобы перевести стрелки со своей персоны, он обвинил в поджоге Рима именно христиан. Было казнено множество людей вместе с семьями, в том числе маленькими детьми. В числе первых мучеников, казненных Нероном, был и апостол Петр, который попросил казнить себя вниз головой, ибо считал себя недостойным умереть так же, как Иисус. Гонения продолжились, христианам даже пришлось законспирироваться, скрываться в

Генрих Семирадский "Христианская Дирка" взято из открытого источника
Генрих Семирадский "Христианская Дирка" взято из открытого источника

катакомбах, о которых так же многим смутно, но известно. Многие стали мучениками, но многие и испугались и отреклись от веры. Так вот, когда гонения прекратились, и император Константин Великий, тот самый, что перенес столицу Империи из Рима в Византий, предоставил в 313 году христианам свободу вероисповедания, сам, правда, оставшись язычником, возник вопрос: позволить ли отступникам, которые пожелали раскаяться и вернуться в лоно церкви, это сделать, или послать их подальше во веки веков? По этому поводу и возник раскол. Одни считали, что надо «Понять, простить и отпустить», то есть, наоборот, принять, другие были категорически против. Но проблема возникла тогда гораздо более глубинная и серьезная. По сути, в тот момент образовалась такая своеобразная точка невозврата, когда мир стоял на развилке двух путей. Первый путь так и остался неведомым, а второй привел к возникновению папства, как политико-религиозного образования, к эпохе Крестовых походов, религиозных войн, инквизиции и прочих приятных вещей. Карфагенская сторона настаивала, помимо отторжения предателей, на чистоте и свободе церкви, на ее независимости от языческой верховной власти, противная сторона ратовала за прощение отступников и за сотрудничество с властями. Поддержанная этими самыми властями, эта самая «противная сторона» и победила. Впоследствии этот раскол отозвался возникновением в уже Средневековой Европе ересями катаров и вальденсов, а в Византии – богомилов. С этими ересями связано столько мифов, из-за всего, с ними связанного, по сей день ломается столько копий и возникает столько баталий, что им я посвящу несколько отдельных статей. Здесь и святой Грааль, и тамплиеры, и Альбигойские войны, и крестоносцы, и инквизиция, и ядро конфликта между православием и католичеством, а позже – между Западной Европой и Россией. Это аукается нам с вами по сей день!

Карфаген: останки. Взято из открытого источника
Карфаген: останки. Взято из открытого источника

Как обычно, занятые междусобойными сварами, ненавидящие друг друга, епископы Римской и Карфагенской церквей вовсю интриговали и гадили друг другу. И как обычно, этим воспользовалась третья сторона: арабы. Восточная Римская Империя потеряла большинство своих африканских провинций и часть Испании, а карфагенская церковь прекратила свое существование. Карфаген пал во второй раз. Но христианство в Северной Африке сохранилось, традиционно несколько отличное от своих западных сестер, но формально – более близкое к первоисточнику, более чистое, что ли. И сегодня мы наблюдаем третье падение Карфагена. Остатки древнего, чистейшего христианства уничтожаются прямо на наших глазах. Попутно, или целенаправленно – не знаю. Да и какая разница? В следующей статье я расскажу о том, как возникло папство, и почему римские первосвященники, не смотря на падение Рима и превращение Европы в глухую провинцию, сохранили свое влияние, добились отделения от Константинопольской епархии и, по сути, создали ту Европу, которую мы имеем сегодня, и которая по-прежнему имеет весь мир.

Замечательная книга, которую рекомендую всем, кто заинтересуется историей Карфагенской церкви.
Замечательная книга, которую рекомендую всем, кто заинтересуется историей Карфагенской церкви.