Сюжет: Історія 20-річної киянки Аліни, яка отримує шанс вирватися з бідності завдяки футболу. Вона ось-ось почне грати за збірну України, але життя кидає їй новий виклик: помирає її мати, лишаючи двох дітей. Тепер Аліні доведеться обирати між футболом і сім’єю.
Твит рецензия: Футбол — не только игрушка у олигархов. Этот вид спорта способен спасать жизни.
Алиса Коваленко — пример для украинских режиссеров. Каждый новый фильм от авторки — не просто документальная зарисовка, но также работа над мастерством. Поднялось качество картинки, меньше грязных кадров. За фиксацией подтянулся нарратив. События на экране появляются логично и последовательно. В предыдущих работах, таких как «Сестра Зо» и «Алиса на войне», изложение хромало, иногда на две ноги. Логичным стал и следующий шаг — выход из кадра. Коваленко перестает быть участницей событий. «Домашние игры» показывают возможность отстраненного взгляда режиссера.
Первый Тайм
Коваленко играет на поле женского футбола не первый раз. Фильм «Сестра Зо» рассказывал о прошлом и настоящем. «Домашние игры» работают с настоящим и будущем.
Повествование идет на больших скоростях. Все как в игре на старте. Первые минуты выкладываемся по максимуму. Несколько финтов, опасные моменты — жизненные перипетии — идут одна за одним. Материальные сложности, сводные брат и сестра, мутный отчим и скрытная бабушка далеко не последние проблемы протагониста. Это далеко не все, что происходит в кадре первого тайма фильма.
Вот только в кадрах картины мало самого футбола. Спорт занимает далеко не последние место в жизни главное героини Алины. Авторка почему максимально это не показывет. О тренировках, играх говорят, но в кадр игра с мячом пробирается с трудом. Защита в виде семейных и социальных проблем перехватывает внимание.
Ощущение дисбаланса усложняет просмотр.
Второй Тайм
В этом тайме скорости падают. Информации становится меньше. Розыгрыши — события в жизни Алины — становятся затяжными. Позиционное нападение, которое будет спасительным или приведет к катастрофе.
Футбол исчезает из кадра. Жизнь — сложная штука, преподносит сюрпризы. Еще чуток спорта, и Алиса Коваленко сняла бы другой фильм, где спорту не было бы места. Кто знает, может из драмы фильм шагнул бы на территорию трагедии. Поблагодарим фатум и внутренний стержень главной героини.
Дополнительное время
Фильм-матч уже закончился. Ощущение от просмотра, как от нулевой ничьи нейтральных команд. Вдруг в кадре показали красивый гол. Зритель, не равнодушный к футболу, простит отсутствие моментов, внятной схемки игр. Шедевральный гол шедеврален на любом уровне.
Одним этим голом Коваленко получилось показать, как много остается за кадром. Понимаешь и веришь в талант главной героини. Хотя еще минуту назад были в этом большие сомнения.
После матча
Жизнь есть и после матчей. Коваленко удается показать изменение социального статуса удачными штрихами. Наподобие быстрых послематчевых интервью — быстро, эмоционально, правдиво.
Уровень доверия упал на финальных текстовых кадрах. События в жизни Алины неординарные, их иллюстрировать необходимо — даже простой фотографией.
Обзор
Фильм «Домашние игры» похож по ритму на матчи Первой украинской мужской футбольной лиги. Ощущается огромное желание, но еще не все получается. Переход на поле профессионалов дается с трудом. Режиссерке, как и игрокам, не удается держать темп, бросает в крайности. Концовка же получается на последнем издыхании. Усталость не только у героини, но и у монтажных решениях.
Документальный фильм «Домашние игры» — не только рассказ о трудной судьбе футболистки Алины. Картина затрагивает социальные аспекты: от неблагополучных семей до наплевательского отношения властей к тренировочным полям юных талантов.
Алисе Коваленко удается настроить зрителя на позитив. Сюжет этому не способствует, но расстановка акцентов делает свое дело.
На июль 2018 года — это лучшая работа команды Алисы Коваленко. Отметим работу режиссера монтажа Ольги Журбы. Монтаж выручает фильм не один раз.
Добавить эффектные съемки футбола и получилась бы…
Антон Фролов, Cineast