Найти тему
Ритм Евразии

Донбасс – Украина: два подхода к проблеме энергетической безопасности

Увеличение импорта американского угля и сокращение собственной угледобычи являются главными итогами борьбы украинского правительства за «энергетическую безопасность» в уходящем году. При этом в Донецкой и Луганской народных республиках, напротив, наблюдается рост добычи угля. Таким образом, попытки украинских националистов уничтожить промышленный потенциал Донбасса с помощью блокады не принесли результата. А вот американцы своего добились. Чтобы поддержать собственную угольную отрасль, они уверенно наращивают экспорт черного золота в третьи страны, в число которых с недавних пор входит и Украина.

Только в январе-октябре этого года Киев импортировал американского угля на сумму 739 млн. долл., что составляет 30% от общего объема угольного импорта. Даже если со стороны украинского руководства и предпринимаются робкие попытки защитить национальный энергетический рынок и поддержать собственную угольную отрасль, то американцы тут же выражают свое недовольство. В октябре посол США Мари Йованович написала письмо премьер-министру Владимиру Гройсману с просьбой отказаться от идеи приоритетности закупки электроэнергии, произведенной с использованием украинского угля.

США делают все, чтобы удержать на плаву отечественную промышленность, но когда кто-то делает нечто подобное, то американцы расценивают это как «посягательство на демократию». Увеличение экспорта угля было одним из предвыборных обещаний Дональда Трампа, и ему удалось его выполнить.

С другой стороны, увеличение импорта угля в ущерб собственной добычи правильно расценивать как предательство национальных интересов. И только на Украине такой подход называют «энергетической безопасностью». С января по сентябрь местные угледобывающие предприятия сократили добычу коксующегося угля на 11,8% (594,4 тыс. тонн), энергетического – на 3,5% (731,4 тыс. тонн). Задолженность украинским шахтерам составляет 575,98 млн. грн., из них более 420 млн. не выплачено горнякам той части Донбасса, которая находится под контролем Киева. Некоторые украинские политики не скрывают, что отказ теплоэлектростанций от отечественного угля приведет к ухудшению и без того непростой жизни шахтеров и угрозе возникновения чрезвычайного положения в энергетике. 

Теперь-то вполне очевидно, что одной из целей блокады Донбасса являлся добровольно-принудительный отказ украинских электростанций и металлургических комбинатов от угля, добываемого в ДНР и ЛНР, и подготовка необходимых условий для поглощения энергетического рынка Украины Соединенными Штатами. Тем не менее угледобывающие предприятия республик даже в условиях непрекращающихся боевых действий продолжают наращивать объемы производства. По одним данным, уголь поступает на рынок Турции и стран ЕС, по другим – на украинский рынок, правда, под видом российского сырья. Как бы там ни было, но именно отделение от Украины позволило ДНР и ЛНР хотя бы частично сохранить свой промышленный потенциал.

В 2017 году государственные шахты ДНР добыли более 6,1 млн. тонн угля, что на 0,4 млн. тонн больше, чем в 2016-м. За январь-ноябрь нынешнего года шахтами, подчиненными министерству угля и энергетики, на-гора выдано уже 6 млн. 753 тыс. 235 тонн черного золота. В Донецкой народной республике продолжают работу шахта имени Калинина, которая после пожара 2012 года стояла в первых рядах на закрытие, шахтоуправление «Волынское», полностью восстановленное после разрушений во время боевых действий 2014 года, угледобывающее предприятие «Прогресс», которое с началом боевых действий было обесточено и затоплено. Сегодня «Прогресс» является лидером угледобычи ГП «Торезантрацит», ведет выемку черного золота двумя забоями и обеспечивает работой почти две тысячи человек.

С января по ноябрь трудовой коллектив «Торезантрацита», в состав которого входят пять шахт, выдал на поверхность 2 млн. тонн антрацита. Уже второй год подряд горняки перешагивают этот рубеж. До конца 2018-го шахтеры намерены улучшить свой результат, дополнительно подняв на-гора свыше 200 тыс. тонн. 14 декабря шахтеры государственного предприятия «Макеевуголь» завершили программу года по добыче угля, подняв на-гора 1 млн. 72 тыс. 900 тонн. До конца текущего года будет дополнительно добыто более 70 тыс. тонн твердого топлива, а в следующем, 2019-м в угольном объединении планируют увеличить уровень добычи до 1,5 млн. тонн.

Из пяти действующих шахт «Макеевугля» уже четыре вышли на тысячетонный режим работы. Благодаря этому объединение достигло максимальной добычи в объеме четыре с половиной тысячи тонн в сутки, что позволило закупать материалы, оборудование, ремонтировать механизированные комплексы, проходить горные выработки и готовить новые линии очистных забоев. Уже подготовлена новая лава на шахте им. Кирова, в феврале 2019 года планируется ввод в эксплуатацию очистного забоя на «Иловайской».

Добиться достаточно высоких показателей добычи угля удается не только на государственных предприятиях, которые получают поддержку из бюджета республики, но и частных. Так, в конце ноября на шахте № 22 «Коммунарская» ПАО «Шахтоуправление «Донбасс» введена в эксплуатацию новая лава. Она стала вторым действующим очистным забоем «Коммунарской» и позволит повысить уровень угледобычи до 1630 тонн черного золота в сутки. На предприятии планируют отрабатывать ее до конца 2020 года. Перед вводом в эксплуатацию новой лавы почти все горношахтное оборудование было капитально отремонтировано силами трудового коллектива шахтоуправления «Донбасс». Только силовую и управляющую гидравлику мехкрепи восстанавливали специалисты горловского завода «Спецуглемаш».

В Луганской народной республике прямо заявляют, что в 2018 году началось возрождение шахтерского труда. Так, горняки шахт, входящих в состав государственного унитарного предприятия «Центруголь», в течение года подняли на-гора миллион тонн угля, что вдвое больше прошлогоднего результата. Всего в ГУП входят пять шахт, две из которых уже превысили довоенный уровень угледобычи. В ноябре горняки шахты «Харьковская» структурного подразделения «Свердловантрацит» досрочно выполнили годовой план, добыв на 78,65 тыс. тонн угля больше, чем в 2017 году. В декабре шахтеры «Должанской-Капитальной», входящей в то же структурное подразделение, ввели в эксплуатацию новую лаву и планируют добывать из нее 1,5 тыс. тонн угля в сутки.

Развитие угольной отрасли положительным образом сказывается на развитии энергетики. В ДНР электростанции, как правило, работают на твердом топливе. В 2014-м была угроза остановки Старобешевской ТЭС из-за того, что железнодорожное полотно было разрушено, а шахты затоплены. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Например, среднее количество работающих блоков в ноябре-декабре 2017 года составляло 4,3-4,4, а за аналогичный период 2018 года эта цифра поднялась уже до 5,7. В декабре, после возросшей на станцию нагрузки, был расконсервирован и включен в сеть энергоблок № 8, который простаивал четыре года. В этом же месяце на Зуевской ТЭС был завершен капитальный ремонт энергоблока № 1.

Положительная динамика наметилась не только в энергетике и угольной отрасли, которые лежат в основе экономики обеих республик, но и других сферах. Так, в 2018 году донецкий завод «Донфрост» изготовил 110 тыс. холодильников. В 2019-м объем выпускаемой продукции достигнет показателя 150 тыс. Харцызский сталепроволочно-канатный завод «Силур» за полтора года вчетверо увеличил объем выпускаемой продукции. Если в мае 2017 года уровень производства составлял 480 тонн в месяц, то теперь - более 2 тыс. тонн. При условии стабильных поставок катанки планируется дальнейший рост до 3 тыс. тонн продукции в месяц.

Горловское фармацевтическое предприятие «Стиролбиофарм» продолжает расширять номенклатуру выпускаемой продукции, которая на сегодня состоит уже из 42 наименований.

Хуже обстоят дела в сфере металлургии и сельского хозяйства ДНР. Если Енакиевский металлургический завод продолжает стабильно работать, то Донецкий метзавод резко сократил объемы производства, в результате чего десятки, а то и сотни людей остались без работы. Причины называют разные: от неблагоприятной рыночной конъюнктуры до отсутствия сырья, которое ранее завозили с Украины. Что же касается сельского хозяйства, то здесь негативные тенденции объясняются больше политическими причинами, нежели экономическими. Мало того, что произошел резкий скачок цен на продукты питания, в частности на мясо курицы и яйца, так еще не был полностью собран урожай, в результате чего часть овощей попросту осталась гнить на полях.

Дело в том, что со сменой руководства республики произошли изменения и в управлении экономикой. Ранее государство по крайней мере пыталось контролировать цены на продукты питания, стимулировало собственное аграрное производство, создавало государственные предприятия вроде «Теплиц Донбасса». Теперь, судя по всему, цены на продукты питания контролирует исключительно рынок, в результате чего за последние несколько месяцев они заметно выросли. Кроме того, против бывших чиновников министерства доходов и сборов возбуждено уголовное дело, начата проверка работы некоторых госпредприятий. Все эти «внутренние разборки» негативно отражаются на экономике и бьют по карману простых граждан. Но такова политика менеджеров ЗАО «Внешторгсервис», которые с недавних пор возглавляют правительство ДНР. А сам «Внешторгсервис», напомним, контролирует украинский олигарх Сергей Курченко, который в настоящее время находится в России.

В ЛНР, напротив, ситуация в сфере сельского хозяйства относительно стабильная. В 2018 году производство мяса в республике выросло на 9%, а яиц - на 19%. Поголовье крупного рогатого скота увеличилось на 8%, свиней - на 18% и птицы – на 24 %. Аграрии расширили площади озимых зерновых культур на 11% по сравнению с 2017 годом. Кроме того, благодаря созданному в ЛНР неснижаемому запасу объемов пшеницы обеспечена продовольственная безопасность республики. В прошлом году был рекордный урожай, в результате чего продовольственная пшеница из всего объема урожая составляла примерно 40%. В этом году урожай был хуже, поэтому объем продовольственной пшеницы составил 70%.

Отдельная тема – экономическая интеграция двух республик. Наконец-то в этом направлении произошли существенные изменения. Мало того, что, по сути, были сняты таможенные барьеры, так еще заметно расширяются кооперационные связи. Например, Лутугинский валковый комбинат (ЛНР) сейчас производит заказы для Енакиевского и Макеевского металлургических заводов. Химическое казенное объединение им. Петровского действует совместно с Государственной инновационной компанией ДНР. На Алчевском металлургическом комбинате планируется начать производство проката для Харцызского трубного завода. Также ДНР и ЛНР создадут единый центр управления железной дорогой.

Когда в начале 2017 года украинские националисты объявляли полную блокаду Донбасса, они заявляли, что ДНР и ЛНР непременно вернутся в состав Украины, если им отключить свет, воду и газ. Однако за истекший период республики смогли не только сохранить свой промышленный потенциал, но и заметно оживить экономику. Здесь прекрасно понимают, что это стало возможным именно благодаря, а не вопреки отделению от Украины. Поэтому никакого воссоединения не может быть со страной, руководство которой сознательно уничтожает собственную экономику в угоду западным покровителям.