Найти в Дзене
Издательство "Шестерёнка"

Stingray – последний легкий танк США

До последнего времени было принято считать, что класс легких танков окончательно выродился. Основные боевые танки удачно вобрали в себя характеристики из всех «весовых категорий», а функции легких танков успешно переложили на БМП. Но этот класс машин рано отправили на покой, и китайский VT-5 – тому доказательство. В связи с этим стоит вспомнить американский танк Stingray, до недавнего времени бывший самым современным представителем класса.

Легкий авиадесантный танк M551 Sheridan обладал рядом недостатков, что привело к поиску альтернативы в 1980-х.
Легкий авиадесантный танк M551 Sheridan обладал рядом недостатков, что привело к поиску альтернативы в 1980-х.

Предыстория

В 1966 году на вооружение армии США поступил легкий танк M551 Sheridan. Машину отличало широкое применение алюминия, что позволило сократить массу до 15 тонн, сделав машину авиадесантной. При этом 152-мм пушка - пусковая установка успешно могла бороться с бронетехникой противника. Машина применялась в ряде конфликтов, где снискала ненависть экипажей: тесное боевое отделение плохо вентилировалось, да и травмы при движении были частым явлениям. Уже к 1980-м стало ясно, что «Шеридан» себя не оправдал, и начался его вывод из строевых частей. Вынужденными операторами M551 остались десантники, ибо иных авиадесантных машин с подобным вооружением не было.

Для участия в программе AGT Cadillac Cage создал гибрид танка Sheridan с башней от своей машины. Считалось, что это самый дешевый способ повысить боевые качества имеющихся легких танков
Для участия в программе AGT Cadillac Cage создал гибрид танка Sheridan с башней от своей машины. Считалось, что это самый дешевый способ повысить боевые качества имеющихся легких танков

Для поиска замены была инициирована программа AGS (Armoured Gun System), в которой решили поучаствовать представители Cadillac Cage со своим проектом легкого танка. Более того, новинка могла бы заменить M41 Walker Bulldog – распространенный в иностранных армиях. Но, как водится, получилось все не так, как хотелось.

Танк по прозвищу «Скат»

Новая машина уже не могла плавать, но ее бронирование по-прежнему выдерживало лишь обстрел стрелковым оружием
Новая машина уже не могла плавать, но ее бронирование по-прежнему выдерживало лишь обстрел стрелковым оружием

Легкий танк Stingray создавался с оглядкой на конкурента – HSTV от компании AAI – но с максимальными упрощениями. Так, планировалось максимальное использование узлов от серийных машин, а концепция танка предполагала отсутствие противоснарядной брони, которое компенсировалось бы современным вооружением и высокой подвижностью. Работы над новинкой начались в 1983 году, а уже через год был представлен первый прототип.

Корпус легкого танка M41 с башней от "Стингрея". Диаметр башенного погона позволял менять башню
Корпус легкого танка M41 с башней от "Стингрея". Диаметр башенного погона позволял менять башню

Компоновка танка классическая – с отделением управления в передней части, и моторно-трансмиссионным – в корме. Под верхним лобовым листом расположен механик водитель, еще три члена экипажа – в башне.

Основным орудием "Стингрея" стала 105-мм пушка L7A3, благодаря которой легкая машина могла успешно бороться с "полноценными" ОБТ своего времени
Основным орудием "Стингрея" стала 105-мм пушка L7A3, благодаря которой легкая машина могла успешно бороться с "полноценными" ОБТ своего времени

Корпус танка выполнен из стальных бронелистов, расположенных под большими углами. Лобовая броня достигает толщины в 25 мм, что позволяет выдерживать обстрел из 14,5-мм бронебойных пуль пулемета КПВТ. Корма и бортовые проекции защищают лишь от 7,62-мм пуль. Обратной стороной такой защищенности стала масса, едва превышающая 21 тонну. Благодаря 535-сильному мотору Detroit Diesel 8V-92TA, спаренному с трансмиссией Allison XGT-411-2A, танк может развить скорость в 70 км\ч на шоссе. Торсионная подвеска «Стингрея» отличается широким применением агрегатов от иных машин: поддерживающие ролики взяли от M41 Walker Bulldog, а торсионы и гидравлические амортизаторы – от САУ M109.

Главной "защитой" танка была его подвижность: 535-сильный мотор позволял 21-тонной машине достигать максимальной скорости в 70 км\ч
Главной "защитой" танка была его подвижность: 535-сильный мотор позволял 21-тонной машине достигать максимальной скорости в 70 км\ч

Башня характерной клиновидной формы обладала «стандартным» башенным погоном, что позволяло ее установку на M551 Sheridan и M41 Walker Bulldog в рамках модернизации последних. На башне установлено восемь дымовых гранатометов и крупнокалиберный пулемет M2HB у люка командира. Механизм поворота – электромеханический, с дублирующим ручным приводом.

НЕсмотря на звание "легкого танка", Stingray не мог похвастаться компактностью: его высота достигает 2,7 метров, что значительно выше советских ОБТ
НЕсмотря на звание "легкого танка", Stingray не мог похвастаться компактностью: его высота достигает 2,7 метров, что значительно выше советских ОБТ

Основным орудием стала стабилизированная в двух плоскостях 105-мм пушка LRF –значительная модернизация британской L7A3, устанавливаемой на первые версии ОБТ «Абрамс». Пушка получила дульный тормоз и новый противооткатный механизм, что позволило орудию уместиться в тесной башне. Прицел наводчика получил тепловизионный канал от Hughes Hire, а итальянская СУО может похвастаться баллистическим вычислителем, датчиком наклона орудия и скорости\направления ветра. С орудием спарен 7,62-мм пулемет M240.

Победа или поражение?

Единственным успехом "Стингрея" стал контракт с Таиландом, куда отправилось 109 танков. Более никто эту машину не захотел
Единственным успехом "Стингрея" стал контракт с Таиландом, куда отправилось 109 танков. Более никто эту машину не захотел

Танк Stingray был представлен на конкурс AGS в двух вариантах: непосредственно, танк от Cadillac Cage, и гибрид из корпуса M551 Sheridan и башни Stingray. Но контракт «ускользнул», и военные отдали предпочтению танку M8 от компании FMC. Зато на зарубежном рынке дела шли лучше: в 1987 году был заключен контракт на поставку 106 танков в Таиланд, где они служат по сей день.

Схематическое изображения Stingray II. Машина должна была получить накладную броню, новую СУО и формированный двигатель. Но никто из потенциальных заказчиков проектом не заинтересовался
Схематическое изображения Stingray II. Машина должна была получить накладную броню, новую СУО и формированный двигатель. Но никто из потенциальных заказчиков проектом не заинтересовался

В конце 1990-х была разработана обновленная версия – Stingray II. Машину отличало улучшенное бронирование, которое могло защитить от 23-мм боеприпасов. Дополнительно мог устанавливаться комплект навесной брони, который обеспечивал стойкость к кумулятивным средствам поражения. Мотор получил турбину, что обеспечило незначительный прирост мощности в 15 л. с. В список «опций» добавили GPS, систему предупреждения облучения лазерным лучом и улучшенную СУО с лазерным дальномером. Все это привело к увеличению массы, и снижению максимальной скорости до 66 км\ч.

Итоги

M8 AGS - проект, который стал победителем конкурса AGS. Тем не менее, военные предпочли танку колесную бронемашину
M8 AGS - проект, который стал победителем конкурса AGS. Тем не менее, военные предпочли танку колесную бронемашину

Несмотря на привлекательную цену и внушительное для своего времени и класса вооружение, единственным покупателем «Стингрея» остался Таиланд. Да и в американской армии окончательно потеряли интерес к подобным машинам. Несмотря на победу в конкурсе AGS танка, для замены M551 в итоге выбрали колесную машину M1128. Это завершило долгую историю американских легких танков, окончательно переведя акценты на бронеавтомобили.

Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – тексты об иных представителях машин, которые тоже считаются пережитком прошлого: