первый взгляд, не \ очень шумное, не очень приметное, казалось бы, даже интимное событие на самом деле знаменует начало культурной революции в нашей неспешной и очень V консервативной
с столице.
В Уфе появилась бесформатная точка сборки
Светлана ГАФУРОВАИ вот, наконец, это свершилось! В Уфе
появилась площадка, на которой могут встречаться и общаться представители искусств самых разных форматов. Имеется в виду Мьюзик Холл, который открылся в ноябре прошлого года в нашей столице по адресу Кирова, 27.
28 и 30 марта в Мьюзик Холле впервые в Уфе произошло знаменательное событие — кроссовер-фестиваль «Вокруг звука». Автор идеи и организатор — известный уфимский композитор, музыкант, культуртрегер Азамат Хасаншин. На первый взгляд, не очень шумное, не очень приметное, казалось бы, даже интимное событие на самом деле знаменует начало культурной революции в нашей неспешной и очень консервативной столице. На самом деле в Уфе все люди живут как бы каждый в своей капсуле, наглухо закрытой одна от другой. Если человек, допустим, ходит постоянно в театр оперы и балета, то его никогда не увидишь в «Рокс-кафе».Если он постоянный посетитель джаз-клуба, то не ищите его в филармонии.
А любителя музыкального этноса и эстрады вряд ли обнаружишь на концерте классической музыки. То есть существует некая роковая разделенность любителей искусства по интересам. Такая же пропасть отсутствия интереса друг к другу пролегла в Уфе между поэтами и художниками, между актерами и писателями. Так уж сложилось исторически, в силу некоего нашего особого менталитета.
И вот Азамат Хасаншин решил своим фестивалем сломать эту давнюю традицию непонимания и равнодушия между представителями различных музыкальных направлений, пробить стенки непроницаемых доселе капсул. И нашел умных партнеров и соратников в лице учредителей Мьюзик Холла.
Как рассказал корреспонденту газеты «Истоки» арт-директор Мьюзик Холла Александр Киселев, изначально концепция нового культурного заведения в Уфе базируется на идее объединения, а не разделения. И потому Мьюзик Холл предоставляет свою сцену, свою площадку под самые разные, порой принципиально несовместимые форматы творчества. Впервые в Уфе появилась всеформатная точка сборки: здесь могут выступать и джазовые музыканты, и этники, и классики, и рокеры, и эстрадники, и ретро, и даже артисты разговорного жанра и поэты. Добавим, что Мьюзик Холл — это еще и ресторан с оригинальной современной кухней. Здесь можно не только послушать живую музыку от самых лучших уфимских исполнителей и встретиться с лучшими гастролирующими российскими коллективами, но и вкусно пообедать или поужинать.
Дизайн Мьюзик Холла выполнен в стиле лофт. Бетонные перекрытия подвального помещения ничем не декорированы, все электросети вынесены наружу и никак не скрыты. Лампы в стиле хай-тек без плафонов и абажуров. Никакой буржуазности, никакой позолоты и помпезности. Все просто, современно, но, тем не менее, со вкусом. Здесь собрана лучшая в городе музыкальная аппаратура, лучший технический персонал. Зал рассчитан на 360 посадочных мест. При необходимости столы убираются, и помещение вмещает в себя до тысячи человек.
Но в чем же все-таки была революционная особенность кроссовер-фестиваля «Вокруг звука», на котором мне посчастливилось побывать и понаслаждаться прекрасной музыкой в течение двух вечеров?
Как объяснил Азамат Хасаншин, революционность фестиваля состояла в сломе всех жанровых границ, которые существуют в мире музыки и четко соблюдаются. Два вечера в Мьюзик Холле звучала музыка Гершвина и Баха, Моцарта и Вивальди, звучали скрипки и баян, оперные арии в исполнении лучших солистов театра оперы и балета и, что уже вовсе выходит за всякие границы и рамки, — джазовые импровизации в исполнении Азамата Хасаншина по мотивам произведений Баха.
Единственное, что меня смущало во всем этом фантасмагорическом действе, так это вид жующей публики. Конечно же, я поинтересовалась мнением Азамата Даниловича по этому поводу. И услышала в ответ целую лекцию по истории происхождения классической музыки, возникшей из церковного ритуала. Я узнала много нового и интересного о том, в какой непринужденной и живой атмосфере звучала музыка, которая сегодня благоговейно называется классической и обожествляется, при жизни ее создателей. На концертах Моцарта, Вивальди и Гайдна публика не просто имела право перекусывать в буфете, но могла свободно двигаться, переговариваться меж собой и живо реагировать на предлагаемые композиции, вызывать автора и исполнителя на «бис», прерывая исполнение пьесы в понравившихся моментах. «Музыка в те времена была живым фоном жизни, ее плотью и кровью, а не музейным экспонатом, как сегодня», — считает Азамат Ха-саншин. И уфимский композитор полон решимости вернуть классику в живую жизнь, сделать ее достоянием широкой, в том числе молодежной аудитории.
Должна признаться, что, на мой взгляд, первый шаг на пути к этому был вполне удачным. Музыка Вольфганга Амадея Моцарта в эти два вечера звучала поистине современно и актуально. Да и джазовые импровизации на темы Иоганна Себастьяна Баха были просто очаровательны!