Что будет, если самая ленивая игровая студия захочет свою приставку?
Недавно в Лас-Вегасе прошла выставка CES 2019 – "Customer Electronic Show", или, говоря по-русски, "Выставка потребительской электроники". Примечательна она тем, что на ней производители разного рода техники стараются показать нам, своим покупателям, не только свои новые образцы высоких технологий, которые намерены запустить в продажу, но и основные векторы, в направлении которых они будут развиваться весь предстоящий год. Так вот, когда-то давно, целых 8 лет тому назад, в 2011 году старина Гейб Ньюэлл, находясь на этой выставке сообщил во всеуслышанье о своих планах по выпуску на рынок компанией Valve своей собственной консоли – Steam Machines. Что из этого получилось? Да буквально ничего.
Первый образец представит лично Повелитель Распродаж на той же CES в 2013 году. Если коротко описывать, что же вообще такое эта ваша Steam Machines, то по своей сути она представляет собой игровую консоль, конфигурация железа в которой зависит от конкретной модели, ценники на которые составляют от 500 до, внимание, 6000$. Сами приставки должны были собирать такие именитые бренды как Alienware, Gigabyte, Zotac и так далее. Управлялось всё это чудо SteamOS, которая по своей сути являлась модифицированным до интерфейса Steam Big Picture обычным Linux'ом. В качестве коронного у нас была ещё вся библиотека игр Steam с теми же ценниками, в качестве похоронного – фирменный контроллер Steam Controller. Казалось бы, что вообще может пойти не так?
На самом деле, буквально всё. Но мы пойдём по порядку.
1. SteamOS – получилась просто невероятно забагованной. Что, на самом деле, и неудивительно – у Valve ведь на тот момент не было опыта в создании своих операционных систем от слова совсем, даже если речь просто о Linux-дистрибутиве. Но, даже если отбросить этот факт и предположить, что часть проблем с софтом поправят в обновлениях (а их не поправили), была ещё одна незадача – из всей библиотеки игр Steam под SteamOS было перенесено всего лишь около 250 игр. Почему так мало? Тут мы переходим ко второй крупной неудаче Valve.
2. Steam Controller. Многие убеждены, что это худший продукт компании за всё время её существования. Признаюсь честно, что не держал его в руках лично, однако, мало о чём слышал столько плохих отзывов. Поверьте, их на самом деле очень много. Так почему же на Steam Machine было всего лишь 250 игр? Всё просто – кроме банальных сложностей портирования игр и написания драйверов под новую ОС, далеко не все разработчики хотели встраивать в свои игры поддержку фирменного Steam Controller.
3. Ну заключительным аккордом в этом реквиеме по доминированию Valve на консольном рынке стали провальные продажи на старте в 2015 году, неумение договариваться с вендорами, которые и должны были собирать приставку, ну и просто откровенная лень самой компании, которая не привыкла преодолевать трудности, а только плыть по течению. Течению из денег. Так какой мы можем сделать вывод из этой истории?
Опубликовав очередной пресс-релиз в 2016 году, компания навсегда перестала говорить о своих консолях, то есть ровно через год после начала продаж. Ещё через два года убрала вкладку со Steam Machine со своего сайта, чем как бы намекнула на тихие похороны своего детища. Грустная ли это история? Скорее поучительная. Нельзя не имея опыта, просто ворваться в консольный рынок и что-то там поменять. Мастодонты индустрии, такие как Sony и Microsoft своё дело знают (хотя насчёт последних сомнения всё же возникают). А Steam всегда была третьей стороной этого конфликта, для тех, кому не нужны все эти геймпады, кто уважает клавиатуры и мышки, ставит в настройках графики все ползунки на максимум и покупает дважды в год на распродаже 18 игр за 400 рублей. Зачем вообще тогда нужна была Steam Machine? Этот вопрос встает в один ряд с датой выхода несуществующей игры с порядковой цифрой 3 в названии.