Жанр киберпанка вновь набирает популярность. С одной лишь оговоркой. Теперь мы говорим о нашей реальности, а не о вымышленном и предполагаемом будущем. А все потому, что роботы уже наступают нам на пятки. Они уже среди нас.
Мы пытаемся создать роботов, которые полноценно будут справляться с привычными нам профессиями — водителя, повара, сиделки, телеведущего. На заводах в Китае уже увольняют работников тысячами, заменяя физический человеческий труд на машинный. Ведутся массовые разработки в различных сферах — все отрасли и все специальности подвержены изучению на предмет замещения искусственным интеллектом.
Так что история киберпанка скорее посвящена тому, что может произойти с нами в следующем месяце. Ну, в крайне случае, в следующем году. В то время как основной вопрос жанра все еще открыт.
Проблема, которую раскрывают все произведения этого стиля, — упадок культуры на фоне технического прогресса. И на эту тему мы видим в основном различные варианты антиутопий.
Роботизация человека
Вот и австралийский режиссер Ли Уоннелл представил миру свою новую работу Апгрейд, которая будто показывает, к чему стремиться не нужно. Он решил это сделать, сочетая элементы таких жанров, как детектив, драма, комедия, боевик, триллер и киберпанк.
Кинолента достаточно точно отображает картину мира, к которому мы движемся. В ней нет никаких роботов гуманоидного типа и, соответственно, проблем с этим связанных. Наоборот, люди заняты тем, чтобы усовершенствовать свои тела.
На тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана причины именно такого пути развития уже давно были разобраны и объяснены. У человечества нет никакого желания и потребности в создании конкурентной формы жизни. Роботов мы планируем использовать в качестве рабочей силы. А сами хотим никогда не болеть и жить молодыми как минимум лет 150.
И пока ученые за рубежом заняты решением этой задачи в интенсивном режиме, автор Апгрейда поднимает темы совмещения биологической формы жизни с механической. И зритель видит, что благодаря технически прокаченному телу человек получает возможность чувствовать превосходство над другими людьми. И может стать опасным для окружающих.
Апгрейд от Ли Уоннелла
В мире, который создает Ли Уоннелл, многие бытовые вещи уже автоматизированы. Умный дом поддерживает комфортную температуру в помещении, может распечатать пиццу на ужин, сделать уколы и обеспечить всем необходимым беспомощного инвалида.
В арсенале правоохранительных органов не просто камеры, а дроны, которые фиксируют нарушения. Они способны следить за отдельным человеком или группой лиц и связаться с нужным отделом полиции.
По сюжету фильма новая экспериментальная техническая разработка повторяет подвиг Христа — поднимает человека с инвалидного кресла. Но оказывается, что эта разработка не просто имплант, способный соединить импульсы мозга с конечностями, а полноценный искусственный интеллект с самоидентификацией.
Так, проводя свою линию, автор приходит к весьма логичному и последовательному выводу — если человек станет тягаться в сознательной и рациональной сфере с компьютерным интеллектом, то проиграет. Но эта история не так проста.
Угрозы и опасности
Небольшой бюджет позволил режиссеру создать такой образ мира будущего, в котором просто не нашлось места лишним деталям. Если мы видим какое-то изобретение на фоне привычной реальности, то непременно узнаем, каким образом оно упрощает жизнь и какие риски в себе таит.
Например, автомобили, полностью управляемые автопилотом, не только способны самостоятельно отвезти вас к месту назначения. Они подвержены взлому хакеров, которые могут изменить скорость и направление вашего движения. А полицейские благодаря автоматизации процесса поиска преступников просто не могут получить нужные данные потому, что система отслеживания людей исключает из списка возможных подозреваемых парализованного человека.
Также мы видим киберпритон, в котором безымянные люди, больше похожие на бездомных наркоманов, неспособных решить свои настоящие проблемы, ищут счастья в виртуальном мире.
В своем побеге от невыносимой реальности они выбирают равнодушие ко всему происходящему. И даже на заметят преступления, которое может произойти под их ногами или с ними самими. Они так и умирают, не справившись с жизнью, не обретя в ней ни истинной радости, ни счастья.
Сознание и чувства
Но главное изобретение, о котором рассказывается в фильме, — это искусственный интеллект. И режиссер показал потолок его возможностей. В драке с одним из противников техническая разработка под именем Стем, внедренная в парализованное тело Грея, быстро исчерпала все свои боевые приемы. И Грей заставил ошибиться оппонента с помощью едкого замечания — вывел его из равновесия.
Таким образом автор продемонстрировал зрителю разницу между чувственной формой жизни и сознательной. А также показал, что убийство человека для технической разработки — это всего лишь набор действий, способ защитить себя.
Боевые сцены, изображенные в деталях, делают фильм Апгрейд достаточно жестокой картиной. Но насилие, которое мы видим на экране, не является самоцелью. Оно подчеркивает отсутствие каких-либо культурных надстроек у искусственного интеллекта.
И предостерегает нас от возможных угроз и опасностей, которые могут ждать людей, если мы вложим все силы в оболочку, забыв о ее содержании.
Никакие линзы с тепловизором, оружие, встроенное прямо в кисть, нанороботы, способные убить другого человека при обычном чихе их носителя, и даже вечная жизнь отдельного тела не могут подарить нам ощущение радости от своего существования.
Апгрейд от Системно-векторной психологии
Идея вечной жизни, на самом деле не может быть выражена в бессмертии какого-то конкретного тела.
Каждый человек, несмотря на свою внешнюю целостность, является частью гораздо большой системы — вида. Так что если человечество умрет сегодня, что вы будете делать со своим вечным телом завтра?
Вечную жизнь имеет общее психическое нашего вида. Это оно развивается и совершенствуется и когда-то вообще не будет нуждаться в телах. Этот апгрейд уже раскрыт на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, и он позволяет осознать наше единство. Ощутить другого человека, как самого себя, и оправдать действия других, как свои собственные.
Именно благодаря этому раскрытию люди могут обрести духовные связи. Те самые, что позволят нам ощущать мысли и чувства друг друга. Забыть про агрессию и враждебность, а значит — избавиться от риска самоуничтожения и причинения друг другу вреда. Самый мощный виток развития ждет нас в построении этих связей. С единственной целью — сохранить вид.
Когда-то это уже сделала для нас чувственная сфера. Она подарила культуру, сдержав угрозу нашего уничтожения. Сегодня вне культурных рамок человек просто не может взаимодействовать с другими людьми. Но культура исчерпала свои возможности в сдерживании неприязни между людьми, как и закон. Поэтому нам и нужен новый вид связей — духовный.
Только осознание человеческого вида как единой системы поможет нам прийти к вечной жизни. А в погоне за идеальной работой тела и его модификациями владелец может просто не добежать до финиша.
Статья написана с использованием материалов тренингов "Системно-векторная психология" Юрия Бурлана