397 подписчиков

Кто светел, тот и свят.

Аличе Рорвахер, удивившая нас в прошлом году «Чудесами» (фильм был снят еще в 2014 году, но до российского проката дошел тремя годами позднее), сняла, кажется, самый теплый фильм 2018 года. Мне повезло посмотреть его в завершении года, отчего этот титул я отдаю ему осознанно.

Адриано Тардиоло в роли Лазаря
Адриано Тардиоло в роли Лазаря

Фильм «Счастливый Лазарь» получил в Каннах приз за лучший сценарий, но, по-моему, достоин всех премий мира. Тонкий и деликатный, как его главный герой, он осторожно за два часа действия прикасается к самой душе зрителя. Посмотрев этот фильм, вы на какое-то время перестанете быть собой прежним и это замечательно. Как это устроено?

Во-первых, Лазарь.

Удачно подобранный на роль актер или хорошо прописанный сценаристом (и по совместительству режиссером) образ, а скорее всё это вместе, создало на экране образ настоящего святого. Двадцатилетний Адриано Тардиоло напомнил мне сразу несколько моих друзей. Если вам посчастливилось встретить таких людей на своем пути, вы знаете, о чем я, это люди, от присутствия которых становится теплее. Не знаю, актерскими или режиссерскими приемами, но создателям фильма удалось передать то самое тепло, которое чувствуешь вблизи таких вот «лазарей». То, что Аличе Рорвахер назвала «запахом хорошего человека».

Удивительная пластика актера. Сама его поза — синоним смирения.
Удивительная пластика актера. Сама его поза — синоним смирения.

Огромные распахнутые глаза, беззлобного, простого, открытого, верного героя некоторых зрителей заставляют посмеяться над ним, назвать юродивым. Он действительно не приспособлен к современной жизни, он наивен, кроток и, почти божественно, добр. Хочется поспорить, несмотря на свою кротость, заглавный герой ленты деятелен, проявляет волю. Единственное, что отличает его от остальных жителей Инвиолаты (название деревни можно перевести как «нетронутая» от inviolabile — ит. неприкосновенный) то, что он безусловно счастлив.

Во-вторых, Италия.

В нетронутой прогрессом деревне, люди, хоть и невольны, но близки к богу. Проводя все свои дни в трудах на плантации, крестьяне живут натуралистичной пасторальной жизнью. Другой жизни они не только не знают, но, честно сказать, и побаиваются.

Режиссер из ленты в ленту рисует райскую картину итальянской деревни, где высоко ценятся семья и традиции, где знания о пчелах или лекарственных растениях делают из местных жителей героев, а не фриков. Автор сожалеет о той деревенской Италии, которая была в её детстве.

Аличе Рорвахер, удивившая нас в прошлом году «Чудесами» (фильм был снят еще в 2014 году, но до российского проката дошел тремя годами позднее), сняла, кажется, самый теплый фильм 2018 года.-3

Детство, по привычке, Рорвахер вспоминает в сказочном ключе. Такой была её прошлая картина, где из пены появлялась героиня Моники Белуччи, таким стал и «Счастливый Лазарь», ведь обстоятельства, в которых оказались его герои, с самого первого кадра напоминают сказочные. Ну, только попробуйте представить себе, что в европейской стране Италии в 90-е где-то существовала деревня рабов, работавших на условную маркизу и бывших у нее в полном подчинении. Нелепость!

Но Аличе Рорвахер не страдает исключительно итальянским недугом под названием куалункуизмо. Новость о том, что сценарий Аличе Рорвахер основан на реальной истории, сперва повергает в шок. Что же значит это не сказка никакая? А дальнейшие события?

А дальнейшие события, включающие в себя исход крестьян из деревни, смерть и воскрешение и другие библейские чудеса, создательница фильма тонко вплела в повествование о реальности, создав тканое полотно магического реализма.

Аличе Рорвахер, удивившая нас в прошлом году «Чудесами» (фильм был снят еще в 2014 году, но до российского проката дошел тремя годами позднее), сняла, кажется, самый теплый фильм 2018 года.-4

Никаких сомнений не возникает, Рорвахер сожалеет о канувшей в лету итальянской деревне, сожалеет о том, что её заглавному герою совсем нет места в современном мире. Даже расцветка кадров первой «божественной» половины картины — теплая и живая, а второй «земной» — серая и холодная.

Ведь на деле оказывается, что циничная маркиза Де Луна, использовавшая бесплатный труд крестьян, оказалась права. Освобожденные от рабства, люди не знают, что делать с обрушившейся на них свободой. Работать на себя они не привыкли, а человека, который бы заставил их вокруг не найти. Так исход из под владения маркизы ознаменовал не начало новой жизни, а моральное падение. Они устраивают набеги на бывший барский дом, воруют и обманывают прохожих, живут на окраине цивилизованного мира так и не сумев приспособится к его реалиям.

Но почему, в наступившей зиме нет места даже самому чистому и светлому, чуду божественному — Лазарю?

Аличе Рорвахер, удивившая нас в прошлом году «Чудесами» (фильм был снят еще в 2014 году, но до российского проката дошел тремя годами позднее), сняла, кажется, самый теплый фильм 2018 года.-5

В-третьих, Бог.

Очень набожная Антония, которая еще в юности целовала каждую икону, рассказывая о святых Лазарю, падает ниц при виде воскреснувшего праведника. Агнесса Грациани и Альба Рорвахер в роли этой девушки, наиболее приближенной к божественному, очень достоверны. Антония прекрасно понимает, что её жизнь становится все менее богоугодной с каждым днем. В день, когда она покинула деревню, она потеряла и Лазаря, оттого его обретение — переломный момент в жизни героини. В Лазаре она видит спасение своей души.

Аличе Рорвахер, удивившая нас в прошлом году «Чудесами» (фильм был снят еще в 2014 году, но до российского проката дошел тремя годами позднее), сняла, кажется, самый теплый фильм 2018 года.-6

Что до героя, скучая вместе с режиссером по утраченному раю, Лазарь не находит ничего из прошлой жизни в новой. Маленький газон, в оазисе среди серой индустриальной пустыни, оказывается искусственным, знания о растениях почти бесполезными. Искомый «брат» Танкреди из сияющего дерзкого бунтаря превратился в опущенца-алкоголика, соседи по деревни постарели и принимают доброго парнишку, не приобретшего ни морщинки за десятилетия, за черта. Не обретя уюта даже в храме Господнем, Лазарь совершает свое последнее и очевидное чудо, уводит органную музыку с собой. Господь сжалился над святым и отдал ему успокаивающую мелодию. Но, к сожалению, только Господь может оценить святость, обычный человек на такое не способен.

Аличе Рорвахер, удивившая нас в прошлом году «Чудесами» (фильм был снят еще в 2014 году, но до российского проката дошел тремя годами позднее), сняла, кажется, самый теплый фильм 2018 года.-7

А значит, одинокий Лазарь навсегда останется неприкаянным в людском мире. Вы, возможно, тоже будете плакать наблюдая слезы святого. Или позже, ведь такая история обязательно закончится трагично. Но у меня есть вера, в то, что этот светлый фильм заставит вас стать чуточку лучше. Почему бы не попробовать?