Найти тему

Профессия: кредитный брокер. Вся правда о рынке посреднических услуг в сфере кредитования.

Сегодняшнее наше интервью будет посвящено необычной и пока не слишком привычной для русского уха профессии – кредитному брокеру. По просьбе девушки, интервью будет анонимным.

«Люди Дела»: - Привет! Расскажи, пожалуйста, как ты попала в банковскую сферу?

- Моя мама работала в отделении банка для юридических лиц в Москве. На лето им в офис требовалась девочка, помогать менеджеру службы доставки банковских карт. В первую очередь, со знанием ПК. Компьютером я на тот момент владела лучше опытных менеджеров, так как мне было интересно все, связанное с ними, и мама договорилась о том, что меня возьмут на роль помощницы. Печатала я быстро (сказывался опыт набора текстов и рассказов на старой советской печатной машинке), поэтому меня начали достаточно сильно загружать работой и набором документов. В итоге, все лето я провела в офисе, а осенью, перейдя на домашнее обучение, продолжила трудиться там же, в отделе доставки карт. Меня не оформляли официально, соответственно, на моей должности экономили в выплатах налогов – и все этим были довольны.

«Люди Дела»: - Тебе не сложно было совмещать работу, и домашнее обучение в школе? Оставалось время на личные дела?

- Работать мне было интересно – это была вполне себе нормальная взрослая жизнь, общение со взрослыми людьми, интересные разговоры. Кроме того, это были собственные деньги, которые я тратила так, как считала нужным. Я училась у людей. В том числе, прислушивалась к информации о работе в банке, как таковом. Именно тогда я и получила первые знания и навыки, которые впоследствии толкнули меня в новую стезю. А именно – кредитный брокеридж.

«Люди Дела»: - А в эту сферу ты когда пришла? И что вообще такое кредитный брокеридж?

— Кредитный брокер — это посредник между банками и клиентом. Он оказывает помощь в получении кредита, ипотеки, ссуды для развития бизнеса. К сожалению, у нас до сих пор мало в России компаний, которые занимались бы правильным посредничеством. Основной принцип работы брокера – не навреди, практически как у врачей. Он должен предоставить банку положительного клиента, желательно – полностью проверенного по методике службы безопасности банка. Для клиента же брокер должен подобрать максимально выгодное предложение на рынке, с минимальной процентной ставкой и подходящими условиями кредитования. В России же рынок перенасыщен посредниками, которые рисуют справки официально безработным, сознательно обманывают банки, «подрисовывая» клиенту доход, указывая недействительные контактные телефоны и так далее. О процентной ставке такие посредники не заботятся, их задача – максимально «развести» клиента на деньги. Мой первый опыт работы в этой сфере в 2008-2009 году и был в такой конторе – рисовали справки, подтверждали по «левым» номерам, что такой-то человек работает, и в итоге брали за «помощь» крупные суммы. Мне лично ближе метод западных партнеров – консалтинг, налаженный канал подачи заявлений клиента и документов в банки (документы отправляются в банк без посещения офиса и клиент едет только за одобренной суммой на подписание кредитного договора). Но тогда я еще очень мало об этом знала, понимала только одно – сфера очень интересная и приносит хороший доход. Тогда я впервые начала мечтать о собственной компании, работающей по нормальным принципам и защищающей интересы клиента.

- «Люди Дела»: - А в этой, первой компании, чем ты занималась? И насколько был легален этот бизнес тогда?

— Это был не бизнес, а черный рынок услуг и огромное раздолье для мошенничества. Еще не работали как таковые бюро кредитных историй, банкам сложно было получить информацию о заемщике (в основном, проверяли данные по звонку, и у крупных банков был доступ к информации из ПФР, но таких было штук 5 на весь рынок). Я занималась тем же, чем и раньше – работала на компьютере, но дополнительно училась заполнять справки и трудовые книжки, размещала объявления в газетах, составляла объявления и, позднее, отвечала на телефонные звонки. Это было сложное время для банков – времена «проводки своих» клиентов при помощи менеджеров, а иногда и управляющих отделениями. Отсутствие единых баз данных с информацией на заемщиков. Куча невозвратных кредитов, массовая закредитованность населения. Просрочки. Рисованные справки НДФЛ и трудовые книжки. И огромное, непаханое, хлебное поле для самих посредников. Куча людей тогда подняла себе миллионные состояния, за пару лет работы на этом рынке. В 2010 году нашу фирму наконец-то прикрыли – банки стали более тщательно проверять данные о заемщиках, и привычные схемы рисованных справок для клиента с просрочками стали невозможны. Тогда я и ушла.

«Люди Дела»: - И что ты сделала после ухода?

— На некоторое время выпала из «обоймы» и сменила вид деятельности. Поработала на рынке прописки за деньги и помощи в получении гражданства. И в 2011 году снова вернулась в сферу кредитования. На этот раз – белыми методами.

Поработав в одной, второй, третьей компании (на свое дело еще пороху не хватало), я восстановила знания и связи. Рынок к тому моменту изменился, появились автоматические системы проверки заемщиков (скоринг), стали куда как более тщательно проверяться данные о фальшивых работодателях. Я прошла обучение у одного из лучших специалистов в сфере ипотечного кредитования, познакомилась с одним из членов совета директоров АКБР, начала учиться работа брокером у него. Завела связи с банками – у меня появились официальные каналы подачи и проверки заемщиков. И таким образом, в 2012 году я запустила свое кредитное агентство. К 2013 году у меня под началом работало уже 5 человек (включая меня, да), я вышла на существенную прибыль, несмотря на исключительно белые методы работы. Но в 2014 году в нашей команде произошли существенные изменения, и я прекратила работу. Больше не было сил вести свое дело.

«Люди Дела»: — Ты окончательно ушла из этого бизнеса, или были попытки вернуться на рынок?

— Попытки были, но успехом не увенчались. В любом бизнесе важна команда, которая работает как часы и идет к общей цели. Слаженная, согласованная, у которой правильно распределены обязанности между собой. Кто-то налаживает связи с банками, кто-то проводит андеррайтинг (оценку платежеспособности) заемщика, кто-то ведет консультации клиентов, а кто-то целиком и полностью вложил душу в рекламу. Тогда успех есть и, соответственно, есть прибыль. Это не та сфера, где абсолютно все можно вытянуть в одиночку. Моя команда распалась, каждый пошел своей дорогой, а главного связующего в ней звена и души компании не стало. Поэтому я больше не хочу строить бизнес в данной нише. Пробовала, но поняла, что не мое. Создавать с нуля я больше не готова.

«Люди Дела»: — А прийти в чью-то фирму наемным сотрудником? Или такой вариант тебе не подходит?

— Предлагали, но я пока не хочу. В чужом бизнесе свои правила игры, и у него есть хозяин. Спорить с ним и доказывать, что я самая умная, потому что могу вывести его на быструю прибыль и дать раскрутиться, убеждать, доказывать, пытаться изменить человеку мышление? В эту сферу идут те, кто работал в «черных» и «серых» конторах. Они к своим схемам привычные, белым методам учатся неохотно. Там прибыли меньше. Поэтому это не самая удачная идея. Если найду кого-то, с кем приятно будет вместе развивать его дело за хорошее вознаграждение – подумаю над этим вопросом.

«Люди Дела»: — Что бы ты посоветовала человеку, который хочет открыть свое дело в этой нише? Какими качествами он должен обладать?

— Советовала бы не вкладывать конские суммы в раскрутку, а начать с проверенных методов. Дорогой и пафосный офис снять можно позже. Рекламу на ТВ заказать – тоже. Начать стоит с газет (объявлений), социальных сетей и адекватного контента. Обязательно заключить договора с банками на подачу заявок, не «кидать клиента на шару», водя по тем банкам, что есть рядом с офисом! Это самый простой путь, но с такими идеями стоит пойти вон из бизнеса, большое количество подач и множественные отказы портят клиенту кредитную историю, он за это спасибо не скажет. Ну и главное – собрать команду, пройти обучение, понять логику процесса и настроиться на максимально честный метод работы с клиентами. Лучше меньше да лучше – правильный подход для молодой фирмы. Чистый клиент – довольный банк, довольный хорошими условиями клиент. Такие люди сами приведут знакомых, «сарафанное радио» никто не отменял. И главное – работать надо на совесть, как для себя. Не гнать на все микрозаймы города клиента с хорошей кредитной историей, чтобы не ждать, пока банк одобрит кредит под лояльный процент! Даже если очень надо и горит. Если вам кушать нечего, не лезьте в эту сферу, идите работать по найму. Но не помогайте человеку залезть в долговую яму, а из нее – в петлю.

«Люди Дела»: — Какое мрачное пожелание…

— Какая сфера – такое и пожелание. К посредникам не от хорошей жизни идут. Это нужно понимать новичкам.

На этом наше интервью подошло к концу. Если вы хотите поделиться своей историей работы – обращайтесь по указанному емейл-адресу в шапке канала. До новых встреч! И мы очень благодарны нашим подписчикам, читателям за их лайки, активность и за то, что делитесь ссылками на интервью в своих социальных сетях. Это очень помогает нам развиваться!