Найти тему
Самарская Газета

Самое самарское. Пять элементов Самары как бренда

 Роман Козвонин
Роман Козвонин

Последняя публикация проекта. С окончанием 2018 года мы завершаем проект «Самое самарское». Но наше изучение самарской уникальности не закончится с окончанием серии публикаций.

Хотя бы потому, что эта задача — одна из первоочередных для сохранения конкурентности Самары. Конкуренция между волжскими городами очень велика. Нижний Новгород и Казань, как и Самара, претендуют на столичный статус и уровень. Идет работа в городах поменьше — Ярославле, Волгограде, Свияжске, Мышкине. Все ищут и находят свою уникальность. Пытаются ее развивать для привлечения туристов, да и собственных горожан.

Самаре нельзя отставать, но пока необходимо понять, какие из уникальностей как и куда нам развивать. Я предлагаю свое видение, не претендуя на объективность и оставаясь прежде всего человеком, прожившим всю свою жизнь, больше 40 лет, в Самарском районе. Я говорю не о городе вообще, но прежде всего о своей малой родине.

Элемент первый: лучший отдых на Волге

Да, именно привлекательность Самары как города-курорта, ставшая мемом в интернете и желанной реальностью на несколько недель Чемпионата мира по футболу, курортная атмосфера буквально покорили Самару. Этот элемент первый не потому, что в нем наибольшая экономическая целесообразность или больше всего объектов инфраструктуры под это заточено. Нет, этот элемент уникальности ближе всего самим самарцам. Такими — немного расслабленными, отдыхающими, живущими в свободной и спокойной неге — мы себя видим. Это, конечно, не только плюс, но и минус. Жизнь курорта не предполагает развития, динамики, движения вперед. Здесь всегда кольцевая: смена сезона на несезон, и опять наступает сезон. Для такой жизни есть прекрасная природа, Волга — самая живописная во всем своем течении, исторический пивной завод, самая длинная набережная и самые красивые девушки. Это все уже есть, и просто игнорировать нашу уникальность глупо. Хотя, конечно, город-курорт — просто миф. Мы очень хотим в это верить. И, зная природу человеческую, понимаем: нет ничего лучше для основы бренда, чем живучий миф.

-2

Элемент второй: уникальный город

Провинциальный модерн и русский стиль. Владимир Ульянов и Буратино, слава «русского Чикаго» да Фабрика-кухня, наконец, или пивной завод фон Вакано — история и культура Самары обязательно должны стать основой городского бренда. Здесь много сложных моментов и противоречий, явных и скрытых. Например, далеко не все жители города видят ценность в исторической застройке и совершенно равнодушны к сносу памятников архитектуры. Восприятие наследия очень неравнозначное даже со стороны тех, кто его призван охранять. Активисты считают, что нужно спасать средовую застройку, а чиновники уверены, что нужно сосредоточить усилия на конкретных выдающихся памятниках. Это, пожалуй, самый уязвимый элемент нашего бренда. Его уникальность под угрозой, и реновация старого центра, надеюсь, будет способствовать сохранению этой уникальности, а не дальнейшему разбазариванию. Пока в Самаре очень много и средовой застройки, и отдельных памятников. Историческое поселение в старой части Самары действительно сохранилось, мало таких исторических центров во всей России, не только на Волге. Но это ненадолго — если не предпринять жестких мер для его дальнейшего сохранения.

Элементы третий и четвертый: запасная и космическая столица

Эти части нашего бренда прекрасно зарекомендовали себя. Любой большой репортаж, видеоряд, развернутый сюжет про Самару обязательно демонстрируют ракету — один из символов города. Практически всегда упоминается бункер Сталина. Понимая всю важность и патриотическое наполнение этих элементов нашего бренда, нельзя забывать, что это вспомогательные элементы. Да, важнейшие, добавляющие такой уникальности, что никакому Нижнему не снилось…

-3

Но давайте представим себе мотивацию туристов, собирающихся в наш город. Вряд ли кто-то поедет специально ради ракеты или бункера, да и объектов по этим важным элементам у нас не так много. Но вот в качестве поддержки к недельному отдыху на Волге посещение подземелья и космического музея вполне могут выполнить роль аттракциона. Аттракцион — это просто элемент, привлекающий внимание. И, кстати, для проектов запасной столицы и космической столицы неплохо бы еще придумать аттракционов. Или начать использовать существующие. Например, в Самаре на аэродроме стоит один из трех сохранившихся самолетов Ту-144. Однако увидеть его можно, только заплатив 100 рублей сторожу аэродрома. Есть горизонт развития.

Элемент пятый: самарский миф

Его еще нет, он только в стадии формирования. Но можно сказать, что именно этот пятый элемент может завершить всю конструкцию и вдохнуть в нее жизнь. Мифология нашего города — это очень тонкий субстрат, который только-только формируется. Да, у нашего города длинная история. Но только сейчас предпринимаются первые попытки создать, например, литературный вариант мифа о Самаре. Да-да, речь идет о трилогии Андрея Олеха. Которая на самом деле даже не про Самару, а про Куйбышев. Как это ни странно, единственная удачная попытка создать локальный самарский миф — это «фураги». Не будем сейчас давать каких-либо моральных оценок этому явлению. Но ностальгический интерес, вызванный первоначально проектом с выпуском диска «фуражеских» песен, постепенно начал формироваться в нормальный культурный феномен. Возможно, что с романами Олеха «фураги» и Безымянка навсегда станут частью самарского мифа. Более древняя часть нашей истории, увы, такого интереса не вызывает. Но городской миф востребован. А значит, он рано или поздно появится. Или уже появился, но мы еще его не услышали?