Помню, как папа "продавал" мне учебу в институте, используя мотивацию "К" : студенческие годы - лучшие годы жизни!
Мотивацию "ОТ": встал я утром 1 сентября у окошка - все идут, кто в институт, кто в техникум, а мне некуда. Даже в техникум не поступил! Остался за бортом.
И даже на "слабо" брал: не поступишь!
В те годы не было коммерческого образования - либо поступил, либо всё, год гуляй.
И я, с развитым воображением, видела счастливых и радостных студентов, и грустного юношу-папу у окна... Подзадоренная его "не поступишь!" и всеми теми картинками, что он мне рисовал - поступила!
И благодарна папе. И маме, которая тоже приложила свою материнскую руку к моему поступлению, нанимая мне репетиторов и привозя на вступительный экзамен, на такси, экзаменационный лист, который я опрометчиво оставила дома.
Моя старшая дочь поступила благодаря своему уму и сообразительности, моей интуиции, психотерапии (отправила её после одного из экзаменов, на котором преподаватель её размазал) и Божьей помощи. На бюджет. Получилось - для общего развития, т.к. по специальности не работает. Вышла совсем на другое призвание.
Теперь вот очередь младшей. Я не смотрю сайты Университетов, не нанимаю репетиторов - она делает сама, все, что считает нужным.
Пару раз я выразила озабоченность тем, как она ведет подготовку. Мне казалось, что это делать надо усерднее. Тем более, что она выбрала единственный ВУЗ в стране - Литературный Институт. И хочет только туда.
-Мама, я знаю, как готовиться к поступлению.
-Откуда ты можешь знать? Это я дважды знаю: сама поступала и с твоей сестрой еще раз прошли этот путь.
Дочь обижалась. У нее был свой план. И пришлось ему довериться. Это было трудно. Очень. Страшно, что не поступит. Нет, она не разочарует меня этим, страшно за нее, как она, со своими амбициями, это перенесёт.
Поэтому я только кормлю и создаю теплую, спокойную, веселую атмосферу в доме. И занимаюсь своими делами. Хотелось бы ещё подготовить её к жизни в общежитии: мыть и прибирать за собой, сушить обувь, одеваться по погоде...
Но к этому надо было приучать еще много лет назад. Не приучила. А потому что жалела: с 5 лет в музыкальной школе с участием в международных конкурсах, английская общеобразовательная гимназия, школа юного журналиста и много еще чего. Большая нагрузка. Вот и прибирала за ней сама. Продолжаю это делать, думая, что хоть чем-нибудь облегчу этот трудный год - 11 класс школы.
-Доча, может тебе репетиторов поискать?- как-то не вытерпела я.
-Пока не надо.
И вот однажды, дочь запросила ...человека. Человека, с которым бы она могла подискутировать о литературе, показать свои работы, задать вопросы.
Я обрадовалась и бросила клич в фейсбуке. И человека нашли!
Потом были экзамены в школе, выпускной, поездка в Москву на вступительные творческие экзамены. Дочь поехала одна. Конечно же я предлагала свое участие.
-Зачем? Я же буду экзамены сдавать, что тебе там делать? У тебя своих дел полно. Ну, хочешь, приезжай позже.
Я приехала. Остановилась у тетки в Подмосковье. Трясло меня только в день зачисления: в 19.00 на сайте должны были выложить списки поступивших. В 18.30 не находила себе места, минуты стали тягучие, нескончаемые полчаса незабываемы. Бесконечно обновляю сайт - вдруг, раньше вывесят. Таких умников, видимо, было много, так как постоянно выбрасывало с сайта.
Дочь позвонила без пяти минут семь. "Я поступила!" А я выдохнула.
Я благодарна себе, что приняла дочкин план и отдала ей ответственность за учебу, экзамены, поступление. И она это сделала! Сама. Конечно, это прибавило дочери уверенности. А также, что очень важно, ценности обучения. Не секрет, что родители расстараются, помогут ребенку связями или деньгами, а он потом не учится.
Свойство такое есть у человека: не очень он ценит то, во что не вложился. Совсем не ценит.
PS: я еще вложилась в психотерапию для дочери. Был такой момент, когда она понадобилась. Чтобы спокойно и уверенно поступать в то учебное заведение, которое она выбрала по велению своей души.
Вам - терпения, вашим детям - поступления.