Найти в Дзене
АПН-НН

Замены не нашлось

Среди политических событий 2018 года в Нижегородской области я бы выделил три.

Первое – избрание Глеба Никитина, переход его из статуса и.о. в статус действующего губернатора, второе – последствия ареста Олега Сорокина и назначение главой Нижнего Новгорода Владимира Панова, сюда же добавим формирование команд в руководстве города и области, третье – смена полпреда в ПФО.

Если говорить о социальных событиях, то все затмила пенсионная реформа. Понятно, что это не региональное событие, но оно не могло не повлиять на все регионы.

Также в этом году произошел очень заметный рост цен, существенно выше, чем в прошлом. Статистика этого явно не показывает, но если говорить о ряде повседневных продовольственных товаров, то ценники выросли на тридцать-сорок процентов. И это ведет к серьезным социальным последствиям.

К числу существенных изменений на региональном уровне надо отнести все, что связано с переходом на одноглавую систему местного самоуправления и попытками власти, в том числе и за счет этого, купировать конфликты на муниципальном уровне – в Арзамасе, Дзержинске, Балахне и других районах. Насколько удачными были эти попытки – скоро увидим.

В этом году региональные элиты могли на фоне всех происходящих в Нижегородской области процессов попытаться реализовать свою субъектность, показать, что они есть – не обязательно через конфронтацию. В первую очередь, через выборные процессы. А они показали, что их нет, что с ними можно не считаться.

Причиной этого могла стать посадка выдающихся представителей местного политического бомонда – им не нашлось замены. Или все испугались, или имели какие-то причины держаться в тени, но региональные политические элиты сегодня субъектно не оформлены. Если ранее были люди, бравшие на себя смелость выражать региональные интересы, если можно было указать – «вот это представители региональных элит», то сейчас их не осталось. Сейчас я под дулом пистолета не смогу назвать фамилии тех, кто мог бы таковыми считаться. (Кто-то может указать, например, на Люлина, но это фигура хоть и политическая, но совсем другого плана.)

Региональная элита не проявила себя как субъект, упустив имевшийся шанс. А поскольку проявить себя она может только в определенном столкновении с фигурами московскими, что происходит на думских или губернаторских выборах, а никак не на местных, то шанс этот упущен надолго. Сейчас нет людей, которые могли бы сказать, что они защищают какие-то интересы региональных элит перед «федералами».

Конечно, можно сказать, что такой расклад имеет и определенные плюсы. Выборы прошли спокойно, ситуация в регионе в целом стабильна, и это повышает вероятность разрешения конфликтов в наиболее проблемных муниципалитетах, как в тех же Арзамасе и Балахне. 

А главной удачей Нижегородской области в уходящем году стал чемпионат мира по футболу, вернее, то, что его удалось провести, не опозорившись, на очень хорошем уровне. Город привели в порядок, он достойно смотрелся в глазах гостей, организация не подкачала, и это очень большой успех. Потому что были серьезные сомнения, что где-нибудь не случится серьезного прокола. Ничего не развалилось не вовремя. Риски не реализовались.