Найти тему
Финансовая газета

Новый год – новые тарифы

Проект Минэнерго о введении платы потребителей за неиспользуемый ими резерв электросетевой мощности приведет к росту тарифов на тепло, водоснабжение и водоотведение.

Так оценили последствия предложений энергетиков в Минстрое.

Ранее сообщалось о намерение правительства реформировать систему электросетевых тарифов через дифференциацию тарифа Федеральных сетевых компаний (ФСК) и введение для потребителей оплаты неиспользуемой мощности. По сути, речь идет о некой разновидности перекрестного субсидирования, когда крупные потребители будут больше платить сетям, тем самым снижая тарифы для мелких и средних потребителей.

Плата за резерв сетевой мощности по идее Минэнерго должна вводиться для потребителей категории «свыше 670 кВт», если они не используют всю сетевую мощность. Сети же, получая плату за реальный объем потребления, вынуждены держать лишнее оборудование, что увеличивает их расходы. Потому-то Минэнерго и предложило вводить с 2020 года оплату «лишней» мощности, при потреблении менее 60% от заявленной, начав с оплаты 10%, а к 2024 году перейдя к полной оплате резерва.

По предварительной оценке Минэнерго, рост конечной стоимости электроэнергии увеличит нагрузку на крупный бизнес на 38,25 млрд руб. в год и поднимет для него сетевой тариф на 98%.

Впрочем, Минстрой считает, что данное предложение может принести больше вреда, нежели пользы, поскольку введение платы потребителей за неиспользуемый ими резерв электросетевой мощности приведет к росту тарифов на тепло, водоснабжение и водоотведение.

По мнению ведомства, проект правительственного постановления некорректен для водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и теплоснабжения. Ведь здесь завышенный объем мощности определяется заявителями не произвольно, а исходя из действующих нормативов.

«Завышение резерва не связано с неэффективной деятельностью организаций. В то же время, отказаться от резерва коммунальные службы не смогут, поскольку это может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям», - указывает Минстрой.

Расчеты аналитиков министерства подтверждают неизбежность роста тарифов тепловиков и ВКХ. А в условиях жесткого ограничения платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги, компенсация этого роста возможна лишь за счет отказа ресурсников от проведения ремонтных работ.

В ведомстве не раскрывается - как именно возрастут тарифы в случае принятия проекта. Однако глава ассоциации «ЖКХ и городская среда» Алексей Макрушин называет ситуацию «достаточно критической».

«Расходы на электроэнергию у водоканалов могут вырасти примерно на 20%. Учитывая, что электричество — примерно четверть в их тарифе, получается рост на уровне 5%», - указывает эксперт, уточняя, что у тепловиков картина схожая.

Однако, как ранее сообщал Минстрой, долги по коммуналке в России выросли до 1,34 трлн рублей. Причем, почти половину из этой суммы — 645 млрд руб. — составляют долги населения, и данный показатель в последнее время растет.

И вряд ли новшество Минэнерго поможет улучшить ситуацию.

Действительно, в последнее время многие госкомпании и министерства начали вести себя как некие коммерческие структуры: прибыль любой ценой.

Вместе с тем, опрошенные «Финансовой газетой» эксперты убеждены: подход Минэнерго неверен по своей сути. Нужна перестройка сетевого тарифа, где по умолчанию должна быть постоянная составляющая, которая компенсирует сетям «превышение» пропускной способности над средней нагрузкой. В таком случае и энергетики будут довольны, и потребители коммунальных услуг не пострадают.