Найти тему

Индейцы Амазонии.Матсес: люди джунглей.

На нашей планете самое большое количество коренных индейских народов находится в Амазонии и Оринокии. Только на территории Бразилии живет около ста племен, многие из которых узнали о существовании цивилизации совсем недавно. Далеко не все их них дожили до наших дней. Каучуковая лихорадка XIX века и тотальная вырубка лесов в XX веке стала фатальной для многих. Индейцы –коренные обитатели этих земель, но сегодня они лишь самые бесправные и беззащитные обитатели джунглей. Эти народы все ещё сохраняют свои оригинальные традиции и культуру, которую немногочисленные исследователи стараются сохранить для человечества.

Женщины и дети племени матсес встречают экспедицию.
Женщины и дети племени матсес встречают экспедицию.

Одно из них - племя матсес, проживающее в амазонской сельве на границе Перу и Бразилии в верховьях реки Лобояку. Это племя вступило в первый контакт с властями только в 60-х годах прошлого века. Общая численность племени оценивается в 3000 человек, часть из которых - неконтактные группы, находящиеся далеко в джунглях. Индейцы этих удаленных групп не желают иметь с цивилизацией ничего общего, потому что наши ценности разрушают их образ жизни и традиции. Матсес не знали письменности до прихода миссионеров, но говорят на своем собственном языке и еще сохраняют аутентичные традиции и ритуалы. Они известны необычным внешним видом и украшениями женщин, которые делают их похожими на ягуаров.

Для изучения традиций этого племени в 2018 году в джунгли Перу направилась группа российских исследователей. Экспедиция находилась в общине индейцев и участвовала в повседневной жизни племени, используя метод вовлеченного наблюдения

Традиционнный общинный дом индейцев-молока.
Традиционнный общинный дом индейцев-молока.

Матсес традиционно живут в общинном доме - малоке, обычно расположенном на берегу реки. Это просторное жилище, построенное без использования современных инструментов и покрытое пальмовыми листьями, объединяет всех членов общины под одной крышей. Земляной пол в малоке расположен под уклоном, что позволяет отводить воду в сезон дождей. В общине, где остановились исследователи, живут три мужчины, пять женщин и трое детей. Индейцы матсес невысокие, крепко сложенные люди, приспособленные для выживания в непростых условиях экваториального влажного леса. Они практикуют подсечное земледелие, освобождая небольшой участок сельвы от деревьев и высаживают горький маниок, папайю и перец. Белковую пищу добывают в лесу, охотясь с луком и стрелами на обезьян, пекари, агути или броненосцев. Единственная дорога, которая связывает их с другими общинами – это река. При помощи лука и стрел матсес добывают рыбу, а на кайманов охотятся исключительно ночью, используя специальную петлю из лиан. В лесных ручьях индейцы рыбачат при помощи кустарника барбаско, отравляя воду соком из его корней. Часто их добычей становятся и электрические угри. В охотничий арсенал индейцев так же входит установка капканов, в которые они успешно ловят капибар-самых крупных в мире грызунов. Всю добычу они делят поровну среди членов общины.

Индианка матсес с традиционной татуировкой и украшением на лице.
Индианка матсес с традиционной татуировкой и украшением на лице.

Еще совсем недавно матсес наносили на лица ритуальные татуировки на лица. На языке индейцев, это звучит как чишетен-тансирет. Рисунки у женщин и мужчин отличаются. К сожалению, эти традиции уходят в прошлое и молодым индейцам татуировки на лица уже не наносят.

Матсес- воинственное племя. До середины 70-х годов XX века оно совершало набеги на поселения метисов, расположенных на берегах реки Укаяли, похищая молодых девушек и девочек, а впоследствии делая их женами воинов. До сих пор в общинах матсес можно встретить женщин, попавших в племя именно таким образом.

Эти люди сохранили интересные церемонии: таббако и акате. Табакко используют исключительно мужчины, вдувая себе в нос из специальных трубок смесь из листьев, табака и корней, содержащих галлюциноген DNT. Трубки часто украшают оригинальной резьбой. Достигнув нужного состояния, индейцы рассказывают истории и предания, сидя у костра, а иногда поют песни.

Туми- охотник племени матсес.
Туми- охотник племени матсес.

Еще более любопытна процедура акате или по-испански камбо. Для нее используют слизь ядовитой древесной лягушки - двухцветной филломедузы (Phyllomedusa bicolor). Для того чтобы добыть яд в нужном количестве, матсес растягивают лягушку за лапки между забитых в землю четырех колышков. Лягушка испытывает дикий стресс и начинает выделять яд на поверхности спины и бедер. Яд аккуратно собирается на специальные дощечки и ждет своего часа.

Церемония проводится с наступлением темноты. Для лучшего проникновения яда в кровь, плечо участника церемонии прижигают специальной горящей палочкой - аяш, затем отрывают сожженную кожу и наносят на ранку яд другой палочкой. Делают не более трех ожогов. Эффект от яда достаточно сильный и наступает через две или три минуты.

Двухцветная филломедуза.
Двухцветная филломедуза.

Это своего рода детокс-программа.На первом этапе действие яда выражается в сильной тошноте и головокружении. Затем около часа организм полностью очищается от всего лишнего, а потом в течение 5-6 часов индейцев посещают различные видения. Женщины тоже практикуют акате. Но им прижигают кожу не только на плечах, но и в области живота.

Обе церемонии были опробованы и на одном участнике экспедиции в качестве научного эксперимента, однако ожидаемого результата, к удивлению индейцев, достигнуто не было. Церемонию акате даже пришлось повторить, а количество ожогов довести до шести. Результат остался нулевым. Вероятно, европейцы имеют высокую лояльность к этому виду нейротоксического яда. Матсес утверждают, что эта церемония улучшает общее состояние организма и обостряет зрение. Поэтому ритуал часто проводят перед сном, чтобы утром отправиться на охоту в джунгли.

-6

Время этого племени, как и многих других безвозвратно уходит. Хранителями традиций остаются только возрастные члены племени. Молодые индейцы не хотят оставаться в сельве, уходя ближе к цивилизации в большие деревни и поселки, где они работают поденными рабочими за джинсы и китайские сотовые телефоны. Очень скоро мы можем потерять эту уникальную культуру и людей, не вписывающихся в стандарты, навязываемые нашей цивилизацией. К сожалению, этот процесс необратим, но российские исследователи ежегодно организуют экспедиции в самые отдаленные общины индейцев, для сохранения и документирования удивительной культуры и традиций коренных народов Амазонии.

Наука
7 млн интересуются