Найти в Дзене

Вот моя деревня, вот мой дом родной...

Деревенский эпос

Григорий КАЗАКОВ.

9.    В этом доме жила Ульяна Громова.

Дом большой, крепкие ворота. Жила одна с детьми. Дуня после замужества стала Атягиной. Следующие дети — Дуся, Катя, Федя, Ваня, Миша, Вася. Семья большая, жили бедно.

Тетка Ульяна прибаливала и работала только по дому, а оно было хорошо — больше пользы. В колхозе за труд в учетную книгу ставили крестики да нолики, платили скудно, только натуральными продуктами (зерно, фураж) или совсем ничего, когда урожаи были плохие.

Мужа тети Ульяны, Куприяна Атягина, убили на улице в выходной день. Он шел по улице, а навстречу ему пьяный буйный Лаптев, пришлый, не с деревни, с ножом. Куприян попытался образумить дебошира: «Ты чего людей будоражишь, детей малых пугаешь?» — говорит. А Лаптев, долго не думая, чик — и распорол Куприяну живот. Так тот и погиб. Негодяя осудили. В селе он больше не появлялся.

Дуся вышла замуж за Павлика Начарова.

Про Катю мало что известно.

Федька был странный человек, любил чужое прихватить. Когда приводил на летний выпас теленка, то за это никогда не платил.

Ванька по прозвищу «Цыган» был таким же, если не скупее. Так и зыркал глазами, как бы чему-нибудь чужому «ноги приделать». Выпивал. Умер рано.

Мишка был нормальным, умеренно хитрым человеком. В детстве он при баловстве потерял глаз. Окончил техникум и работал на инженерной должности в управлении энергоснабжения.

Васька учился в ремесленном училище, работал слесарем КИП (пирометристом) на установке конденсации аммиака. Умер рано, на 56 году жизни. Причина все та же: пил без разбора все подряд.

После того как дом освободился, в него переехала тетка Мария (Пырка Марья) одинокая многодетная женщина. Ее дочь Таня долго ходила на вольных хлебах и вдруг вышла замуж за освободившегося с зоны шофера. Подвыпив, он гонял Таню и ее сестру Лену и по дурости даже поранил ножом. После этого они разошлись, и Таня жила одна с двумя детьми.

Старшим же был Дима, он рано ушел из дома, работал в г. Стерлитамаке, затем в Салавате. Хорошо рисовал. Вторым сыном был Янька — слабенький, маленького роста.

В конце войны тетка Марья вышла замуж за дядю Ивана, краснощекого, как будто у него диатез. С ним двое сыновей: Гриша и Яшка-пузырек. Родились трое совместных детей: Лена, Нюра, Гена — все упитанные. Лена училась в Стерлитамакс-ком техникуме, поступила на работу в общепит-комбинат, дослужилась до должности главбуха. Вышла замуж, родила двоих детей и внезапно умерла.

Нюра вышла замуж и переехала жить в г. Стерлитамак.

Гена выучился. Стал важным ученым.

Тетка Марья жила со старшей дочерью Таней и умерла на 92 году жизни.

Затем в этот дом переехал дядя Матвей и тетка Наталья Сидоровы. У них было трое детей: Митя, Иван и Федя. Их сестра Груша умерла в детском возрасте. Иван уехал работать в г. Стерлитамак.

Федя, мой приятель, работал в салаватс-ком водоканале. Познакомился с девушкой, а через несколько лет совместной жизни они переехали в деревню Раевку. В хозяйстве было две лошади, две коровы и другая живность, а когда стало тяжело управляться со всем этим, то переехали в свою квартиру в Салавате. Родителей забрали к себе, и те прожили довольно долго, а после чего один за другим отошли в мир иной.

В настоящее время дом разваливается.

10.    В доме жил дед Калязь, один бедствовал. Был вредным и ворчливым человеком. На доме был установлен петух, вырезанный из жести и покрашенный красной краской.

Когда деда дома не было, пацаны делали из влажной земли или глины колобоч-ки, насаживали их на прутик и бросали, стараясь попасть в петуха.

Спустя какое-то время к деду переехали два внука Иван и Семен. Иван в последние годы работал на японском автокране КАТО в тресте СНХРС.

Затем в этот домик из села Айгуль переехали Иван и Юлия Казаковы.

У них родились сын и дочь, после чего семья обосновалась в Салавате. Иван работал газоспасателем, а Юля — техничкой в индустриальном колледже.

В освободившийся дом поселились Белоклоковы: дядя Андрей с тетей Федорой. Дом достроили и расширили. У дяди Андрея не было левой руки, и во всем ему помогали дети. Васька-тракторист любил выпить, как и его отец. Младше Василия был Панька-шофер. Когда он работал на «Виллисе» — двухосном вездеходе, помогал нам пахать огород. Он дружил с моим зятем Иваном. Один хватался за плуг, а Павел — за рулем.

Младше Павла был Платон, тоже шофер. Он дружил с братом моего зятя Сергеем Герасимовым. И они не поделили девчонку Ленку. Сильно подрались. Платон лежал в больнице. Затаил зло, нанял бандитов, и Сергея убили ударом ножа в живот. Досталось и зятю, у него было задето легкое, но остался жив. Платон после этого уехал в неизвестном направлении.

Дочь Дуся работала в городе, растолстела, пристрастилась к вину и рано умерла.

За Дусей — Иван. Он работал в городском вытрезвителе. Умер по болезни, не дожив до 40 лет.

Младшими были Петька, Толька и Федька. Федька работал заместителем начальника отдела снабжения на ТЭЦ. Петька сварщиком. Все переехали в город, последними уехали старики.

Дом опустел и пошел на слом.

11. Домик-мазанка, небольшой, окружен высоким плетнем. Двор поделен пополам. С северной стороны садика — пасека и установлены ульи с пчелами.

Хозяин — дядя Никифор Янгалов. Это дед высокого роста, сильный, кряжистый, с окладистой бородой. Хозяйка — тетя Ефимия, всегда болела. Дед Никифор читал в молельном доме религиозные книги (село в своем большинстве было старообрядческим). Собирались старые и малые. На старости лет привез себе из г. Ишимбая старушку Грушу. Остаток жизни они провели в двоем. Дети Никифора и Ефимии — Ориша, Ульяна, Иван (по старшинству).

Старшая дочь, Ориша, воспитывала сына — Николая, небольшого роста, белоголового, хорошего парня. Жили они вдвоем в доме на бугорке.

Муж ее погиб на фронте. Рядом стоял домик тети Ульяны, ее сестры. Тетя Ориша заболела «нервной» болезнью и скончалась.

Тетя Ульяна — высокая, приятная на внешний вид женщина, осталась одна с пятью детьми, когда муж погиб на фронте

—    Андрей Тарасов.

Старшая ее дочь, Таня, вышла замуж за Мишку, он работал на ТЭЦ. Таня умерла, не доработав до пенсии. Младшая, Па-ня, вышла замуж за Федю Громова. Сын Петька — нехороший человек, и больше сказать о нем нечего. Предпоследним в семье был Ванька, а затем сестра Маруська

—    блудливая девица. Со всеми гуляла, все были друзьями. Замуж вышла за лагерника. Не жила, а маялась. Он так из лагерей и не вышел, зарыли.

Сын Иван Янгалов был бригадиром. Командовал деревенскими бабами. Носился на взмыленном коне, охраняя бахчи — арбузные и дынные поля. Потом он уехал в Салават, работал слесарем КИП.

Умер рано. Остались от него два сына: психически больной Гена и Федор, который работал механиком в коммунальном управлении.

После смерти деда Никифора дом был разрушен, а место усадьбы заросло бурьяном.

12.    Мазанка, в которой жила тетя Марфа Агафониха. Дочери Нюра и Дуся. У Нюры был сын, Толя Пестряев. Работал шофером в транспортном цехе, возил директора комбината М.Ф Сисина. Потом долго работал на Севере.

Дуся поздно вышла замуж, сейчас живет в Салавате.

Когда нам было лет по 7, летом во время грозы в их дом, прямо на наших глазах, ударила молния. Он тут же загорелся. Половина крыши сгорела, а остальное спасли.

13.    Раньше на месте этого домика стоял большой деревянный дом тетки Марии (Лакштырь) Казаковой. Она была одинокая с детьми Ульяной, Петренеем, Машей и Панькой. Голодьба и бедность ужасающая. Была она маленькой, сутулень-кой, слабой женщиной. Естественно, она не тянула всю эту ораву, постоянно замерзали и голодали. В начале строительства комбината они перебрались в деревню Юпитер, где заселились в небольшой домик. Когда Петреней женился, этот домик расширили.

Старшая дочь Ульяна вышла замуж за Николая Кобелькова. Их семья на месте старого дома поставила новый сруб, несколько меньший по размерам, чем прежний. Родились Маруська, Федька, Люба, Ванька. Позже эта семья переехала в д. Синтимир.

Николай работал на стекольном заводе в тарном цехе. Выпивал и с похмелья чем-то отравился. Ульяна жила с Любой в городе в трехкомнатной квартире. А Пет-реней жил в своем доме в д. Юпитер. Он как-то выпил, закурил и уснул. Случился пожар. Дом соседи успели потушить, а он умер, задохнувшись в дыму.

14.    Принадлежал этот дом дяде Ване Суверневу с семьей. Откуда они приехали неизвестно, но роднились с дядей Григореем Сидоровым. В семье было трое детей: Сергей, Вася и Дуся-Духара. Когда они появились в деревне, дети были уже взрослыми, а родители в годах.

Сыновья быстро разъехались. Только Ду-ся довольно долго жила с родителями. Она дружила с моим приятелем Агафоном, но так как он был большим мечтателем, у них, кроме дружбы, ничего не случилось. А Агафон совершил большую ошибку, не женившись на Дусе. Она была хорошей девчонкой, и можно было неплохо с ней жить.

Старики умерли, дом опустел и без ухода прогнил и разрушился.