Театральный занавес, как и остальные элементы текстильного убранства сцены в профессиональной среде метко называют «одеждой сцены». Действительно, лишенная роскошного текстильного обрамления, сцена выглядит лишенной части своей магии – на виду оказываются движущиеся конструкции, осветительное оборудование и прочие неприглядные детали. Как создается, управляется и из чего состоит одежда сцены – об этом в нашей статье!
Виды и механизмы занавесов
Существует более десятка различных видов занавесов – рассмотрим самые известные из них.
Антрактно-раздвижной занавес (АРЗ) – сцена открывается путем синхронного передвижения двух полотен от центра к боковым сторонам. Полотна движутся по разным направляющим и частично перекрывают друг друга в центре при закрытом положении занавеса.
Подъемно-опускной занавес – полотно занавеса крепится к балке, опускаясь и поднимаясь вместе с ней при необходимости. В боковые и нижнюю части полотна вшиваются направляющие для плавного движения. Такой занавес не опускают полностью, чтобы планка не ударялась об сцену.
Комбинированный занавес – в этом случае используются одновременно два занавеса предыдущих типов, которые при запуске одновременно или постепенно движутся, открывая пространство сцены.
Складной занавес – в этом случае нижняя часть полотнища складывается вдвое или втрое, и нижняя часть скрывается за верхней.
Австрийский занавес, он же занавес «буйонне» работает по такому же принципу, как и австрийская штора. Он собран внизу красивыми дугообразными складками и подтягивается вверх за несколько точек, образуя арку или прямую линию.
Другие элементы одежды сцены
Арлекин – это полоса ткани, расположенная на переднем плане в верхней части занавеса. Это обычно самая богатая, пышно декорированная часть одежды сцены. Она украшается свагами, драпировками, бахромой, кистями.
Падуга – это функциональная горизонтальная драпировка под потолком, срывающая техническое оборудование: софиты, тросы, блоки, противовесы и другие механические элементы.
Кулисы – вертикальные полотна, разделяющие сцену на планы – смысловые части. За кулисами скрывается технический персонал и артисты во время ожидания выхода. Кулисы, которые могут сдвигаться и создавать более сложную планировку пространства сцены, называют поплановыми занавесами.
Задник завершает облик сцены, создавая единую картину. Он может быть гладким, складчатым или выполненным в виде французской шторы. Чаще всего изготавливается два вида задников для комплекта одежды сцены: французская штора для наиболее торжественных мероприятий и обычный в прямую складку - для рядовых.
В соответствии с одеждой сцены выполняется также оформлении окон при наличии их в зрительном зале, а также декоративных проёмов и лож.
Управление элементами одежды сцены может осуществляться вручную или дистанционно. В современных системах занавес контролируется при помощи пульта.
Ткани для занавесов
Традиционно, самый используемый цвет для занавеса – это глубокий, насыщенный красный, обещающий яркий эмоциональный взрыв и одновременно благородный, торжественный и сильный. Также часто используются царственный золотой, насыщенный синий и малахитовый оттенки, нейтральный бежевый и глубокий черный.
Главное требование, предъявляемое к ткани для занавесов и других элементов одежды сцены – ее устойчивость к возгоранию.
Для основного занавеса и арлекина используют благородные тяжелые ткани, собирающиеся в красивые складки – бархат, велюр, сатин, жаккард. Кулисы, падуги и задник шьют из сатина или таффеты. Если задник выполняется в виде французской шторы, то его материал может быть полупрозрачным.
Компания БЛК-Групп
Сайт: https://blk-group.ru/
Адрес: Москва, Подольское шоссе, д.8, кор.5.
Телефон: +7 495 797-47-78
E-mail: blk-group@blk-group.ru/