Женщины составляют всего 8% от общего числа программистов, а каждая третья из них сталкивается с давлением из-за выбранной профессии. Разработчицы и разработчики стараются изменить текущую тенденцию. Так, инициатива Django Girls с 2014 года вовлекает в программирование женщин по всему миру. «Клевер» поговорил с Олей Тележной, которая организует Django Girls в Санкт-Петербурге. Она рассказала, зачем женщинам нужны отдельные мастер-классы по программированию, как смешанный состав команды отражается на качестве продукта и при чем тут феминизм.
— Как показывает статистика, женщин в программировании мало. Часто это объясняют тем, что программист – стереотипно мужская профессия. Тебе доводилось сталкиваться с подобными предубеждениями?
— Мне скорее повезло, но всё равно поначалу ситуация складывалась явно не в пользу программирования. Меня отдали в физико-математическую школу вместе со старшим братом. Родители рассудили, что так будет удобнее: он водил меня в школу и забирал. Когда он выпустился, меня сразу перевели в гуманитарную гимназию, потому что «я же девочка». Я даже сначала поступила на филфак, но, увидев свое имя в списках на зачисление, забрала документы.
— Почему?
— Я собиралась на лингвистику, но по конкурсу прошла на древнегреческую филологию – это совсем расходилось с моими интересами и планами. Так что я забрала документы и решила поработать еще год, а потом снова поступать. Я продолжала готовиться, учила английский. Затем подумала: почему бы кардинально не сменить сферу? – и начала стремительно учить математику. Где-то за три месяца до экзаменов впервые попробовала программировать. Многие начинают еще в школе, а я только в 18 лет узнала, что такое код, как люди его пишут, что существуют какие-то языки. Я взяла у знакомой книжку по Pascal и по ней училась писать код, чтобы сдать ЕГЭ. Так и поступила на профильную специальность в петербургский Политех.
В конце второго курса я подалась на стажировку в Яндекс. Меня не взяли, зато порекомендовали Computer Science Center. Я поступила туда и два последних курса училась там параллельно с университетом. Летом прошла стажировку в JetBrains, затем меня всё-таки взяли стажироваться Яндекс. Еще полтора года я работала техническим евангелистом в Microsoft, а теперь – разработчицей в компании «Код безопасности». Чем дальше я шла по этому пути, тем легче он становился. А вот первые года полтора было очень тяжело и помощи ниоткуда не было.
— Ты поэтому решила помогать новичкам? Я видела, что у тебя есть еще и Youtube-канал с обучающими видео.
— Канал сейчас не очень живой, но я не забрасываю мысли, что однажды его продолжу. Про помощь новичкам – да, у меня есть такой незакрытый гештальт. Когда я только начинала, у меня не было никакой поддержки среди друзей, не было профильной школы за плечами, мне абсолютно никто не помогал – было действительно очень сложно. Поэтому сейчас мне хочется в основном помогать начинающим программистам: как мне кажется, им сложнее всего. Если говорить в контексте Django Girls, девушкам еще сложнее, потому что у них поддержки еще меньше.
— В чем это выражается? Им же никто не запрещает программировать.
— Многие думают, что в мире уже наступило равноправие и никаких проблем с ним нет. На самом деле до этого еще далеко. По статистике, женщин даже перебивают чаще. То есть, когда ты женщина, тебе сложнее мысль свою донести. На женщин в IT оказывают большое давление, и они чаще уходят с технических специальностей, чем мужчины. Учитывая всё это, женщинам действительно нужна дополнительная поддержка и возможность раскрыться, не стесняться задавать вопросы, не думать о том, что тебя сейчас снова будут высмеивать, потому что ты сказала глупость.
— Как ты присоединилась к Django Girls?
— На первый Django Girls в Петербурге меня звали менторкой, но я отказалась. Тогда сама концепция отдельного мастер-класса для женщин казалась мне неправильной. Долгое время я не принимала идеи феминизма в целом и идею женских мероприятий по программированию в частности. Потом мое мировоззрение изменилось. Я поняла, что отрицаю идеи феминизма не потому, что они плохие, а потому, что это мой способ социализации. Мне не хотелось признавать проблему. Хотелось быть с большинством и говорить, что проблемы нет. Я взглянула на свое прошлое со стороны и осознала, как много трудностей у меня было просто из-за того, что я девочка. Мне захотелось бороться с этой несправедливостью. Тогда я обратилась к организаторам первого Django Girls со словами, что хочу им помогать со вторым мастер-классом. Меня сразу взяли организатором на второй мастер-класс, а 8 марта следующего года я буду организовывать третий.
— Немного отмотаем назад. Django Girls – мастер-класс по программированию. При чем тут феминизм?
— Феминизм – это движение, которое борется за права женщин. В том числе за право на равную оплату труда и равную представленность в разных общественных сферах. Django Girls помогает женщинам осваивать профессию, которая по-прежнему считается мужской – как мне кажется, необоснованно. Программирование – востребованный интеллектуальный труд, который, к тому же, хорошо оплачивается (и нет никаких доказательств, что мужчины от природы предрасположены к нему сильнее, чем женщины). Сейчас по всему миру в IT жуткий кадровый голод, и получается, что рынок игнорирует половину населения только потому, что они – женщины. Это просто несерьезно. В среднем женщины получают меньше, чем мужчины. Если среди программистов будет больше женщин, то и средняя женская зарплата начнет расти, и представленность в соседних сферах, я думаю, тоже.
— Получается, в итоге ты приняла идею отдельных мероприятий по программированию для женщин. В чем их смысл? Разве это наоборот не унижает женщин в стиле «объясняем для особо одаренных» или «а тут у нас отдельное программирование для девочек – розовенькое со стразами»?
— Никаких стразов, дело в другом. Мужчину, который решил заниматься разработкой, все будут поддерживать. Считается, что программист – отличная мужская профессия: она хорошо оплачивается, связана с точными науками. Будущему программисту-мужчине скажут: «Молодец мужик». Девушка, которая хочет программировать, явно или неявно столкнется с порицанием, равнодушием или скепсисом: «Куда ты полезла? Зачем оно тебе надо?»
Мероприятия по вовлечению женщин в разработку нужны, чтобы дать им веру в свои силы и показать, что они не одиноки в своей тяге к техническим наукам. Многие считают это сепарацией сообщества или несправедливостью по отношению к мужчинам, ведь им тоже тяжело. Я рекомендую прочесть вот эту статью. В ней подробно разобрано, почему подобные инициативы помогают, а не вредят. К слову, после запуска PyLadies в Петербурге на общие митапы о Python стало регулярно ходить в среднем 10–15 девушек. Полтора года назад я порою была единственной девушкой в аудитории.
Всем, кому кажется, что мы поступаем несправедливо по отношению к мужчинам, я с радостью советую организовать Django Boys – никто не возражает.
— Как выглядит мастер-класс по программированию для женщин?
— Хочется сразу объяснить, что на женских мероприятиях мы не обсуждаем, как бы ущемить мужские права. В частности, Django Girls – это однодневный воркшоп, где есть менторки и менторы, на каждого наставника приходится по 4–5 участниц. Мы принимаем в менторы как женщин, так и мужчин, но отдаем предпочтение женщинам, чтобы показать хорошие ролевые модели: «Смотрите, эти девушки работают программистками, они успешны, их профессия им нравится».
Мы идем по туториалу, создавая вебсайт с собственным блогом на Django. За восемь часов некоторые участницы успевают доделать блог. Если не успевают, ничего страшного. Они всё равно получают знания, знакомятся с единомышленницами. Когда ты девушка, твой интерес к программированию редко находит поддержку, и получается замкнутый круг: в программировании мало девушек, поэтому их приходит еще меньше, и поэтому их снова мало. Django Girls помогает участницам разорвать этот круг и продолжить обучение вместе уже вне рамок мастер-класса.
Мы ждем на наш мастер-класс женщин любого возраста, абсолютно без начальной подготовки. Единственное требование: на воркшоп будет необходимо принести собственный ноутбук. Мы поможем с его настройкой в начале мероприятия. Участие абсолютно бесплатное, регистрация всё еще открыта. Для опытных разработчиц и разработчиков также открыта регистрация в качестве менторов. Мероприятие пользуется огромным спросом, советуем аккуратно заполнять анкету.
— В чем польза Django Girls? Понятно, что за один день я ничему фундаментальному не научусь и как-то по-особенному в себя не поверю.
— Я бы поспорила с обоими утверждениями. Конечно, мы не успеваем сделать готовых профессионалов за один день, и все это прекрасно понимают. Наша цель – помочь девушкам поверить в свои силы и показать, что начать не так уж сложно. Они видят: программирование – это не элитный мужской клуб. Оно доступно всем, вне зависимости от пола и возраста.
— Хорошо, на Django Girls все очень дружелюбны и готовы помочь. Поможет ли женщине опыт в безопасном пространстве, учитывая, что остальная среда в IT не такая безопасная?
— Конечно, поможет. Без такого опыта девушка вообще бы не пошла пытаться дальше. А так она знает, как должно быть, ей есть с чем сравнивать. После Django Girls ей легче понять, что шутки про женскую логику – это ненормально, а нормально – это то, как было на Django Girls, где ее все поддерживали, понимали и помогали.
Стоит сказать, что не только Django Girls занимается вовлечением женщин в разработку. В Петербурге есть также PyLadies – регулярные митапы для более опытных программисток. Кроме того, есть общие митапы, например, PiterPy Meetup, которые приняли и соблюдают Code of Conduct. Это значит, что организаторы следят за тем, чтобы всем участникам и участницам было комфортно, вне зависимости от пола, возраста или используемого языка программирования. Любители токсичного юмора не задерживаются в подобных местах.
— Почему эти сообщества имеют отношение именно к Python? Что в нем особенного?
— Python действительно создал вокруг себя очень классную экосистему – это хорошо заметно по количеству событий, которые собраны вокруг него. Я, например, пишу еще на Java, С и C++, но остановилась на Python как раз из-за сообщества, которое вокруг него сложилось. Как технология он тоже развивается: появляются новые библиотеки, развиваются существующие.
Вообще, мероприятия для женщин не обязательно завязаны на Python. Например, мы немножко поискали и нашли в Москве Geek Girls Carrots. Это мировое движение, как и Django Girls, но не привязанное к конкретному языку.
Python часто выбирают, потому что он прост в освоении, на нем можно быстро стартануть, в отличие от того же С, который заставляет мучительно входить в его изучение. Плюс, Python не требует дополнительного железа. Если брать программирование каких-нибудь микроконтроллеров, тот же Arduino, там нужны дополнительные финансовые вложения. Не все готовы с такого начинать. Поэтому Python выглядит как разумный компромисс.
— Я поняла, почему женщины хотят быть программистками: их привлекают интересные задачи и высокие зарплаты. Есть ощущение, что их приход в индустрию мужчинам только повредит, потому что конкуренция за рабочие места повысится.
— Этот подход подразумевает, что количество рабочих мест ограничено. На самом деле, я повторюсь, в IT сейчас кадровый голод. Людей не хватает. Если ты хороший специалист, то ты будешь нужен рынку вне зависимости от того, придут туда еще люди или нет. Для тебя всегда найдется работа. Когда я вовлекаю в разработку больше женщин, я не делаю себе хуже. Я делаю только лучше: в моей индустрии появляются новые люди, у них более свежий взгляд.
— Ну вот придут они и всё испортят своим свежим взглядом, который не привык смотреть на код.
— По поводу «всё испортят» хочется отдельно отметить. Есть такое понятие, как diversity – дословно оно переводится на русский как «разнообразие». Что имеется в виду? Хорошо бы было, чтобы в командах были представлены люди с разным менталитетом. Этого можно добиться, нанимая в команду как совсем молодых сотрудников, так и людей старшего возраста. Как женщин, так и мужчин. Представителей как одной этнической группы, так и других. Тем самым обеспечивается очень разношерстный, разнообразный взгляд на продукт, который вы делаете. Пользу смешанных команд для продукта подтверждают исследования. Да, на ранних этапах коммуникация дается такой команде сложнее. Поначалу она проигрывает, грубо говоря, пяти друзьям из одного университета. Зато продукт смешанной команды довольно быстро обгонит по качеству и темпам развития продукт тех пяти друзей. Когда над проектом работают похожие люди, им в голову приходят примерно одни и те же идеи. Когда продукт делают непохожие друг на друга специалисты, они думают об абсолютно разных вещах и тем самым обеспечивают гораздо более высокое качество.
— Ты говорила про людей разных возрастов. Вот мне скоро 30, кому-то скоро 40 или 50 – нам тоже есть смысл прийти на Django Girls и учиться программировать?
— Учиться программированию никогда не поздно, можно стать хорошим специалистом абсолютно в любом возрасте. Как минимум – приобрести новое классное хобби, которое может потом перерасти в профессию.
Читайте журнал «Клевер» на сайте, в ВК, на Фейсбуке и в Телеграме.
Фото: Shutterstock, архив Django Girls, личный архив героини.