Всем хорошо известно, как бодро ученики Дзигаро Кано победили всех на состязании в полицейском ведомстве: тут и Сиро Сайго с его адским яма-араси и другие эпизоды тотального превосходства представителей Кодокана, что не удивительно, т.к. все остальные отрабатывали борьбу только в форме ката, а Дзигаро Кано прозорливо ввел в практику рандори.
«Местечковые интрижки» закончились тем, что в 1900 году, в присутствии Императора на турнире, где были разрешены броски, болевые на руки/ноги и удушающие Танабэ надрал всем так крепко, что был принят в Бутокукай инструктором, получил соответствующий титул (рэнси или кёси). Кстати представителю Кодокан открутил ногу при помощи аши-гарами.
А так как в рамках улучшения программы дзюдо Дзигаро Кано, как человек умный и интеллигентный, без раздумий подключал ресурс Бутокукай, невзирая на стили школы и прочую дребедень, то дзюдо стало всерьез обогащаться за счет техник нэ-ваза Фусэн-рю и Такэучи-санто-рю.
Кстати интересный факт - представитель Фусэн-рю Юкио Тани был, хорошо знаком с Мицуе Маэдой и они даже вместе выступали в Европе против местных боксеров и борцов, так что и тут есть некая интересная связь. Просто Юкио Тани обосновался, в конце концов, в Великобритании, а Маэда в Бразилии.
По прошествии 14 лет техника нэ-ваза настолько хорошо интегрировалась в дзюдо, что Дзигаро Кано потихонечку начал нервничать: целая куча борцов высокого ранга начала использовать хорошо знакомую ныне в бразильском джиу-джитсу схему построения поединка: хикикоми (pull guard) — гаеси (sweep - переворот в партере) - болевой/удушающий или удержание. А поскольку различные формы гарда использовались активно, то и не менее знакомая схема для бойца сверху (проход гарда — осаекоми) тоже не менее широко применялась. Примерно тогда изобрели и санкаку-дзиме (удушение треугольником).
Для начала стали корректировать правила, касающиеся болевых приемов на ноги. Почему-то схватки в то время были более нервными, дерганными, а сдаваться было, судя по всему, не принято и многие «интеллектуалы» быстренько «поотрывали» друг другу ноги. На фоне недостаточного уровня развития травматологии и ортопедии, в Кодокане приняли решение болевые на ноги из рандори и сиай убрать, что очень быстро привело к отмиранию данного раздела. Зачем отрабатывать то, что применять нельзя. Так что теперь мы видим один несчастный аши-гарами в катамэ-но-ката, как отголосок проигрыша в 1900.
Интересный факт: Василий Сергеевич Ощепков получил первый дан в 1914г. - как раз в тот год, когда правила изменили. Это значит, что весь курс обучения он прошел, осваивая и болевые на ноги в том числе. Так что попытки приписать этим приемам «инновационный» оттенок в рамках истории САМБО, никак не укладывается в кучку исторических фактов.
В этом виде неваза особенно прижилась в университетских школах дзюдо. В университете Киото все просто переместились в партер и продолжали наращивать в этом деле темп. Связано это было, прежде всего, с тем, что научить новичка более или менее сносно бороться в партере можно где-то за год, в то время как аналогичного уровня в стойке, раньше, чем года за три-четыре добиться сложно. А университетские тренера, как и многие современные их коллеги, прежде всего, концентрировали усилия на достижении определенных результатов в соревнованиях и, причём командных: т.е. выходит первая пара, возятся пять минут, один проиграл вазари, но отлежался в гарде, результат - хикивакэ (ничья) - т.е. по одному баллу каждой команде. Вот если иппон, то победа - балл победителю и ноль проигравшему. Таким образом, цель большинства была не попасть на бросок, отваляться время схватки, демонстрируя немного активности на земле и дать дорогу сильным ребятам, которые уже реально делали погоду.
Так и появились правила Косэн дзюдо.
Центром Косэн неоспоримо стал Киотский университет - Кёто Бутокудэн.
Эстета профессора Дзигаро Кано это дело начало тихо доводить и в ноябре 1925 г. он приехал в Киотский университет для дискуссии касательно техники и правил дзюдо. Три дня интеллигентных споров практически не дали результата. Дзигаро Кано ввел в Кодокане соотношение 70% тачи-ваза и 30% нэ-ваза, а также хикикоми (гард). Киотские оябуны оставили для университетов старые правила Косэн. При этом следует отметить, что никаких скандалов не последовало. Никто никого не изгнал, и не лишил данов. На турнирах в Кодокане боролись по его правилам. На студенческих турнирах использовали правила Косэн.
К 1926 году было проведено тринадцать все японских чемпионатов среди учащихся, была создана студенческая федерация дзюдо. Правила неоднократно корректировались: то отменяли границы татами, то начинали прямо с колен, то отменяли ограничение времени и.т.п. - то есть экспериментировали вовсю. Ко второй мировой войне участниками чемпионата были около 40 ВУЗов Японии, и даже корейский университет. Война потрепала всех, включая и Косэн, что естественно - университеты позакрывали, а дзюдо запретили.
После отмены запрета немногие университеты вернулись к теме соревнований по правилам Косэн-дзюдо. Только семь ВУЗов – экс-Императорских университетов продолжили традицию. К настоящему времени турнир семи университетов выродился в студенческие соревнования по обычным правилам Кодокана.
К концу 80-х можно было застать Косэн-дзюдо в додзе следующих мастеров: Масахико Кимура, Коноскэ Косака, Канаэ Хирата, ну и собственно незыблемый Киотский Университет.