В семье, где есть маленькие дети, на родителях лежит огромная ответственность. Нужно помочь малышу перевести любопытство в любознательность и познавательную деятельность, помочь ребенку не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность и причинность. Сформировать привычку и навык полноценного вдумчивого чтения и, как следствие, воспитать грамотного читателя. Когда-то росло поколение детей, для которых любая завалявшаяся дома или принесённая кем-то книга была самым ценным сокровищем – это было самое главное развлечение, других способов перенестись в иную действительность не предлагалось, только собственное воображение. Не считая, конечно же, кинофильмов, показ которых был целым событием.
Потом росло «поколение телевизора» – кроме книг и уже гораздо более доступного просмотра кинофильмов, появился телевизор! Стало не таким актуальным и обязательным чтение книг – многое можно было посмотреть по телевизору, воспользоваться чужим воображением, хотя разнообразие было не так велико, как сейчас. Поэтому всё же читали – ценность книги была всё ещё очевидна. Нынешним детям предлагается такое количество альтернатив окружающей их действительности, столько способов и возможностей воспользоваться чужим воображением, не напрягая своего и не развивая его, что книгам невероятно трудно и часто уже невозможно выдержать конкуренцию со всеми новшествами. От этого их ценность не уменьшилась, просто нужно найти способ убедить в этом детей, продемонстрировать, «открыть» радость чтения, удовольствия от него и работы собственного, а не чужого воображения.
В помощь родителям, которые ставят для себя цель воспитать заинтересованного и самостоятельного читателя, предлагается несколько рекомендаций для приобщения ребенка к искусству слова в семье, следуя которым, пользуясь любым временем общения с ребёнком, можно наращивать общий с ним книжный багаж.
I. Основное условие для успешного формирования ребенка-читателя в семье - это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
В доме должны быть книги - и у взрослых, и у детей. Книг может быть не много, но важно, чтобы они были достаточно разнообразными, необходимыми почти каждый день: книги-справочники, научно-популярная литература, художественная литература.
II. Читайте детям вслух с самого раннего детства.
Огромное значение имеет – как читать вслух.
Может быть, для начала не стоит быть слишком настойчивым, академичным и соблюдать все правила чтения. Ничего не делайте по принуждению! Не хочет слушать до конца – не нужно заставлять. Если ребёнка заинтересует то, что вы читаете, он обязательно вернётся и попросит прочитать окончание, даже если в данный момент у него нет терпения сидеть и слушать или есть дела по важнее. Не обязательно сразу читать всё подряд и в правильном порядке. Если ребёнку хочется «перепрыгнуть», посмотреть, что там дальше, или, может, вернуться к прочитанному ещё раз, рассмотреть картинки, по играться книжкой, дайте ему это сделать! Пусть он получит от книги все удовольствия, какие ему хочется, и не останется ощущений, что книга – это когда всё скучно и слишком уж правильно.
III. Пусть старший ребенок читает вслух маленьким детям или кому-нибудь из домашних.
Например, когда в ваш дом приходят гости, у которых дети младше вашего ребенка, попросите сына или дочку быть радушным хозяином: принять, угостить и развлечь своих гостей. В качестве развлечения предложите почитать малышам вслух. Поверьте, минут 15-20 в соседней комнате будет тишина – «хозяин» читает, а гости сосредоточенно слушают. В данном случае чтение выступает в роли подтверждения авторитета хозяина: он старше и уже умеет читать, а ведь это так интересно! Как правило, дети с удовольствием включается в эту игру. Как приятно осознавать себя старше и мудрее!
IV. Выбирайте книги на темы, которые интересны вашему ребёнку.
Уважаемые родители, бывает, вы понимаете, что процесс приобщения ребенка к искусству слова в домашних условиях «зашел в тупик». Тогда постарайтесь выбрать книги на темы, которые интересны вашему ребёнку, а не те, какие казались интересными вам в детстве, или те, что принято читать детям – русские сказки, стихи признанных детских писателей, знакомые вам с раннего детства, истории, которые кажутся вам поучительными и полезными, а ребёнка не интересуют совсем. Скорее всего, после того, как ребенок отвлечется на СВОЮ ИНТЕРЕСНУЮ КНИЖКУ, поймет, что в выборе книг его никто не неволит, он возьмет хрестоматию с «правильной» литературой. (Хотя никто не говорил, что выбор вашего малыша неправильный!!! Возможно, просто на данный момент не совсем обязательный и нужный.)
V. Запишите своего ребенка в городскую или районную библиотеку. Библиотекарь с удовольствием порекомендует интересные и нужные книги.
Конечно, в нашем компьютерном мире с интернетом и кучей поисковых систем, о библиотеке почти забыли. Ведь практически любую книгу можно скачать и прочитать ее, при этом, даже не взяв в руки. Но, тем не менее, значение библиотеки в жизни читателя трудно переоценить. Сама атмосфера: стеллажи с книгами от пола до потолка, интересные плакаты и рекламы книг, доброжелательные библиотекари – все это так и просит тебя взять и почитать какую-нибудь книжку. Приведите ребенка в библиотеку, и вы убедитесь в этом сами. Уважаемые родители, попробуйте записать своего ребенка в библиотеку недалеко от дома. Там постоянно проводятся разного рода мероприятия. Посещая их, вы, не тратя деньги на дорогие билеты и время на дальние поездки, обогатите духовный мир вашего малыша, посредством какой-нибудь интересной лекции, просмотром познавательного фильма, а еще узнаете о последних книжных новинках!
VI. Создайте ребенку его собственный «книжный уголок».
У ребенка должен быть свой книжный уголок, полочка, личное книжное пространство. Во-первых, такая полочка будет расположена так, что ребенок всегда может дотянуться до нее, взять нужную книгу или расставить книжки так, как нравится ему. Во-вторых, названия и авторы книг, которые находятся у ребенка на уровне лица, волей- не волей «бросаются в глаза» и таким образом остаются в памяти малыша.
VII. Используем «главных врагов» книги в своих целях
Как использовать страсть к компьютеру и телевизору во благо, с целью привлечения ребенка к чтению книги? ПОПРОБУЕМ…
Используем компьютер во благо - надежд на то, что дети не будут проводить время у компьютера, уже практически нет, – это данность, и нужно думать, как использовать эту данность во благо. Среди прочих развивающих эффектов, которые можно извлечь из пристрастия ребёнка к компьютеру, к виртуальным играм, нужно назвать также возможность читать книги и о книгах посредством компьютера. Сейчас существует множество детских сайтов, где специалисты проконсультируют вас и вашего ребенка, порекомендуют нужные книги, расскажут о них. Так, «главная» детская библиотека России (РГДБ) в течение ряда лет поддерживает и развивает интернет-сайт «Библиогид». Еще существует интересный сайт Папмамбук — это сайт, целиком посвященный детскому чтению. На нем есть материалы не только о детских книгах, но и о самом процессе: о том, как ребенок учится читать, как родители читают вместе с ним, как он заинтересовывается книгами.
Используем телевизор во благо - не так просто взять и выключить телевизор, заставляя насильно читать. Скорее всего, результатом будут испорченные отношения с ребёнком и отвращение к чтению. Можно попробовать воспользоваться компромиссным вариантом. Без мультфильмов современному ребёнку трудно обойтись и нет смысла его совсем ограждать от них. Помимо того, что родителям обязательно нужно контролировать то, что их ребенок смотрит по телевизору, хочется отметить, что дети могут смотреть мультфильмы не только по телевизору. Вы можете сами выбрать фильмы, которые интересны, красочны, несут смысловую нагрузку и т.д., словом, качественный продукт, против просмотра которого вы не возражаете.
Пробудить интерес к чтению, развить, поддержать его – вот одна из важнейших задач родителей ребенка. Ведь пробуждение интереса к книге происходит уже в дошкольном возрасте. И здесь ведущую роль должна сыграть семья. Уважаемые родители, не пытайтесь переложить на чужие плечи воспитание вашего малыша.