Книга 7 из 10 из моего вызова. Подробнее о нём в части #1.
Великий Гусляр - вымышленный город в произведениях Кира Булычёва. Прототипом его (как не сложно догадаться) стал Великий Устюг. А имена и фамилии героев ранних рассказов были взяты автором из адресной книги Вологды за 1913 год. Этот цикл, на мой взгляд, один из ключевых у писателя - он включает в себя более сотни произведений (среди которых несколько повестей) и работал над ним автор - с 1967 года и по 2003. Большую известность у Булычева имеет разве что серия про Алису Селезнёву (от которого я был в полнейшем восторге в детстве).
И если "Алису" можно смело рекомендовать к прочтению лишь подросткам (всё-таки для старшего поколения, она не очень интересна - хотя могу и ошибаться), то "Гуслярский цикл" представляет собой мягкую (гуманитарную) научную фантастику с юмором, а местами и жесткой сатирой.
С "Великим Гусляром" у меня связано много теплых воспоминаний. Он стал одной из самых первых дверей в мир фантастики, быть может, не будь его, я так и продолжил бы читать детективы, которыми увлекался в начале юношеской поры. Поэтому данный цикл до сих пор вызывает у меня крайне положительные эмоции, и рецензия выйдёт, пожалуй, весьма личной и чуть более субъективной, чем прочие. Впрочем, это не отменяет того, что дело не только в ностальгии, но и в действительности он по настоящему хорош.
В 2012 году вышло переиздание - полное собрание в 3-ех томах. И эти томики, едва поступив в продажу, очутились на моей книжной полке. И по воле случая попали (если быть более точным, один из них) в список книг для чтения для вызова. Да и кстати, ещё одним аргументом в пользу уникальности цикла выступает тот факт, что это одна из крайне немногочисленных книг, которую я с удовольствием перечитал.
Речь пойдёт о втором томе, но в принципе, все сказанное в большей степени может быть применено и к двум другим. Тем не менее, следует учесть, что ранние рассказы всё-таки довольно существенно отличаются от поздних. И могут служить своеобразным зеркалом эпохи. Чтобы было понятнее, ранние рассказы - это 80-ые года, потом наступила перестройка, и наконец последние были написаны уже после распада СССР. Как и многие другие писатели, Булычев остро чувствовал и, соответственно, реагировал на политические и социальные изменения в стране. Все они нашли то или иное отображение в его работах.
Итак. Гусляр. Действия подавляющего большинства рассказов происходят в городе или его окрестностях. Лишь несколько работ отправляют нас в космос. Главными героями выступают жители города. Довольно быстро, появляются основные действующие лица - гениальный изобретатель Минц, руководитель стройконтроры Удалов, молодой журналист Стендаль, старик-пенсионер Ложкин, председатель города Белосельский - до кончиков пальцев собирательные и в то же время великолепно прописанные живые образы.
Сюжетно рассказы довольно просты - в город в очередной раз прилетают инопланетяне, или профессор придумывает новое гениальное изобретение, которым планирует улучшить жизнь простых людей, либо возникает некая проблема, которую приходится решать неординарным путём. Иногда в них присутствуют сказочные мотивы (золотая рыбка, русалки, золотой Петушок и так далее), но в подавляющем большинстве перед нами чистая научная фантастика.
Для примера перечислю парочку особенно понравившихся:
"Копилка" - Миша Стендаль ждал автобуса, когда пришелец из космоса проходил мимо. Он предложил Мише взять часть мишиного времени, чтобы быстрее приехал автобус. И вроде не дремал Миша, а автобус быстрее появился...
"Опозоренный город" - Угораздило же пришельца посадить свой космический корабль в болото. Хорошо хоть сам успел живым выскочить, а корабль затянуло в трясину. Как теперь его вытащить, не привлекая внимания землян? Оказывается, можно. Надо только начать с распространения в городе самых нелепых слухов, а там и до корабля дело дойдет.
"Свободный тиран" - Приземлился Удалов удачно. Правда, горючее практически закончилось, поэтому пришлось ему отправиться в город на поиски оного. Планета оказалась странная — практически всё её население составляли заключённые: почтальоны-заключённые, генералы-заключённые, библиотекари-заключённые и т.д. Только правитель-тиран и правительство оставались свободными гражданами. Удалова арестовали и осудили за незаконное пересечение границы.
"Спонсора!" - Никогда не играйте в карты с инопланетянами! Вот Корнелий Удалов, войдя в азарт, проиграл... Землю! Корнелий готов на всё, чтобы выкупить Землю, а вот что думают по поводу инопланетного порабощения остальные гуслярцы?..
"Титаническое поражение" - Бюрократы Великого Гусляра не дают населению заниматься полезной работой. Герои решили отобрать у бюрократов бумагу. Тогда они нашли новые способы продолжать свою, уже не совсем бумажную работу.
Можно посетовать на общую неровность работ - да, среди истинных алмазов встречаются и стекляшки, но вспоминая про то, что писался цикл на протяжении нескольких десятилетий, а под конец Булычев и вовсе признался, что Гусляр "постепенно вымер" для него - жаловаться на это по меньшей мере странно.
Увы, сменилась эпоха. Фантастика стала жестче и требовала иных подходов. Остается лишь перечитывать рассказы, воспроизводя в голове светлый и слегка наивный образ самого загадочного и удивительного города прошлого века.
Оценка - 5.0/5.0