Найти тему
Издательство "Шестерёнка"

Почему немецкие танки были серыми?

Несмотря на различный камуфляж в разные периоды войны, немецкие танки стереотипно принято изображать серыми. Это справедливо к периоду Блицкрига, в частности – начального этапа вторжения в СССР. Думаю, даже человеку далекому от военной науке понятно, что серый цвет – не самый выгодный с точки зрения маскировки. Ведь на театре боевых действия с распутицей и грязью, природа итак «замаскирует». Так почему же педантичные немцы использовали такой незамысловатый камуфляж? Попробуем разобраться.

Оригинальное цветное фото того периода. Как видите, Pz.Kpfw III на переднем плане окрашен лишь в темно-серый Dunkelgrau.
Оригинальное цветное фото того периода. Как видите, Pz.Kpfw III на переднем плане окрашен лишь в темно-серый Dunkelgrau.

Предыстория

За окраску немецких машин периода Второй Мировой войны отвечал государственный комитет по условиям поставок (Reichs-Ausshuss für Lieferbedingungen). В 1927 году была разработан цветовой стандарт, обозначающий каждый цвет цифровым индексом. Последующие десять лет машины рейхсвера, а потом и вермахта использовали палитру Buntfarbenanstrich, состоящий из трех цветов. Камуфляж наносили красками RAL 17 Erdgeld-matt (темно-желтый матовый), RAL 18 Braun-matt (коричневый матовый) и RAL 28 Grün-matt (матовый зеленый). Границы линий окаймляли матовой черной краской (RAL 5 Schwarz-matt).

Pz.Kpfw I на учениях, 1930-е годы. Машина окрашена по схеме межвоенного периода Buntfarbenanstrich (желтый-зеленый-коричневый). Несмотря на последующие упрощения, первый камуфляж панцерваффе был более детальным
Pz.Kpfw I на учениях, 1930-е годы. Машина окрашена по схеме межвоенного периода Buntfarbenanstrich (желтый-зеленый-коричневый). Несмотря на последующие упрощения, первый камуфляж панцерваффе был более детальным

Но позже схему окраски видоизменили. Летом 1937 года камуфляж бронемашин стали наносить темно-коричневой (RAL 45 Dunkelbraun) краской на темно-серую (RAL 46 Dunkelgrau) основу. По этой причине на черно-белых снимках техника может казаться исключительно серой. Но вина в том не только фотографий!

Pz.Kpfw VI Ausf. F2 14-й танковой дивизии на Восточном фронте. Поверх темно-серого на машину нанесен рисунок темно-коричневым "дюнкельбрауном". До февраля 1941 года двухцветная схема были основной.
Pz.Kpfw VI Ausf. F2 14-й танковой дивизии на Восточном фронте. Поверх темно-серого на машину нанесен рисунок темно-коричневым "дюнкельбрауном". До февраля 1941 года двухцветная схема были основной.

Серые танки

Pz.Kpfw III Ausf. F на Восточном фронте. Недостатки серого камуфляжа особо проявили себя в пустыне Северной Африке и на территории СССР зимой. Машины обильно покрывали белилами
Pz.Kpfw III Ausf. F на Восточном фронте. Недостатки серого камуфляжа особо проявили себя в пустыне Северной Африке и на территории СССР зимой. Машины обильно покрывали белилами

Серо-коричневая схема «открыла» Вторую мировую войну, применяясь на большинстве немецкой бронетехники. Но 12 июля 1940 года подход к камуфлированию снова изменили. Если раньше на танки камуфляж наносили непосредственно перед отправкой в войска, то теперь этот процесс переложили на военных. С тех пор немецкие танкисты стали получать исключительно серые машины, окрашенные в Dunkelgrau (уже обозначавшемся как RAL 7021). Сами экипажи должны были наносить маскирующий рисунок темно-коричневой краской. Но ее не всегда хватало, что привело к появлению исключительно серых машин. Более того, стало ясно, что на сером фоне новый цвет едва выделяется и смывает контуры. По этим причинам с 10 февраля 1941 года вся бронетехника окрашивалась лишь в «Дюнкельграу».

Окраска "Пантеры", 1943 год. За редкими исключениями, в части машины поступали в "основном" цвете, а камуфляжную схему наносили уже в подразделении
Окраска "Пантеры", 1943 год. За редкими исключениями, в части машины поступали в "основном" цвете, а камуфляжную схему наносили уже в подразделении

На начальном этапе войны этот цвет не казался проблемой: превосходство в воздухе и первые победы позволяли закрыть глаза на несовершенство камуфляжа. Но африканские пустыни и советские степи внесли свои коррективы.

Новый камуфляж

-6
Серый камуфляж был неуместным в пустыне, посему в Африку поставляли машины в цвете Gelbbraun (желто-коричневый), поверх которого наносили рисунок серо-зеленой краской. Иногда машины, готовившиеся для Африки, попадали и в Европу, что разбавляло обилие серых танков.
Серый камуфляж был неуместным в пустыне, посему в Африку поставляли машины в цвете Gelbbraun (желто-коричневый), поверх которого наносили рисунок серо-зеленой краской. Иногда машины, готовившиеся для Африки, попадали и в Европу, что разбавляло обилие серых танков.

Когда легкие победы сменились тяжелейшими сражениями, немецкие военные задумались о более замысловатом камуфляже. До тех пор экипажи сами наносили белилами рисунок зимой на Восточном фронте. А вот у Африканского корпуса таких возможностей не было. Будь Роммель трижды талантливым полководцем, а темно-серый танк в обширной пустыне сродни бельму на глазу. Для DAK танки поставлялись в цвете Gelbbraun RAL 8000 (желто-коричневый), а на него уже наносился рисунок серо-зеленой (Graugrün RAL 7008) краской. Иногда эти танки попадали и в Европу, что разбавляло засилье серых танков, которые по-прежнему, были в большинстве.

Pz.Kpfw VI Ausf.B в "засадном камуфляже", который обозначил окончательный уход от простых схем окраски.
Pz.Kpfw VI Ausf.B в "засадном камуфляже", который обозначил окончательный уход от простых схем окраски.

Изменения случились лишь в 1943 году, когда люфтваффе уже не обладали превосходством в воздухе, а о каком-то превосходстве в технике говорить не приходилось тоже. Тут-то базовый серый уступил место более универсальному Dunkelgelb RAL 7028 (темно-желтый). На него наносили полосы красно-коричневым (Rotbraun RAL 8017) и оливковым (Olivgrün RAL 6003) цветом. Позже с завода машины стали окрашивать по схеме Hinterhalt-Tarnung (засадный камуфляж), состоящей из трех вышеуказанных цветов. На базовый темно-желтый наносились красно-коричневые и оливковые полосы с мелкими пятнами. Считалось, что такая палитра создаст иллюзию игры солнца сквозь листву.

Итоги

Именно в таком цвете немецкие танки перешли границу СССР. Несмотря на то, что несовершенство подобной окраски было понятным, превосходство в воздухе позволяло закрыть на это глаза
Именно в таком цвете немецкие танки перешли границу СССР. Несмотря на то, что несовершенство подобной окраски было понятным, превосходство в воздухе позволяло закрыть на это глаза

К концу войны немецкий камуфляж претерпел еще немало изменений, что является темой для иного материала. Главное, что вся техника, выпущенная с февраля 1943 года, окончательно распрощалась с серым цветом. Говоря о причинах, по которым изначально был избран такой неудачный цвет, здесь все неоднозначно. Учитывая, что серый был лишь фоном для темно-коричневого камуфляжа, можно предположить, что такую схему посчитали достаточной для потенциальных театров военных действий. И даже когда оказалось, что надежную маскировку она не обеспечивает, превосходство в воздухе позволяло не взирать на это обстоятельство. Эволюция камуфляжа немецких танков прямо зависела от успехов на фронте, и тем он был сложней, чем хуже обстояли дела. Так серый цвет молниеносного блицкрига перешел в «засадный» камуфляж, который уступил место незамысловатому рисунку на фоне грунтовочного слоя Rotbraun (красно-коричневый).

Pz.Kpfw IV  в цвете RAL №46 Dunkelgrau, который несмотря на небольшой период применения, стал ассоциироваться с немецкими танками любого периода войны.
Pz.Kpfw IV в цвете RAL №46 Dunkelgrau, который несмотря на небольшой период применения, стал ассоциироваться с немецкими танками любого периода войны.

Спасибо за внимание! Если материал вам понравился – не забудьте поставить «палец вверх», и подписаться на канал. Для уточнений, споров и дополнений – прошу в комментарии. А по ссылкам ниже вы сможете ознакомиться с текстом о последнем камуфляже немецких танков времен войны: