Найти в Дзене

МИХАИЛ КОЖОВ: УЧЕНЫЙ, КОТОРЫЙ ОПЕРЕДИЛ ВРЕМЯ

Оглавление

Одним из первых советских фильмов, поднимающих экологические проблемы вообще и Байкала в частности, стала кинолента знаменитого режиссера Сергея Аполлинариевича Герасимова «У озера». Действие переносит зрителя в 60-е годы XX столетия, когда на берегу Байкала разворачивается строительство целлюлозно-бумажного комбината. На защиту уникальной экосистемы озера встают известный ученый, профессор Александр Александрович Бармин и его дочь Елена.

Прототипом главного героя фильма являлся ученый-байкаловед Михаил Михайлович Кожов. Эта фигура вызвала интерес сценариста и режиссера неслучайно. В то время, когда экология отнюдь не являлась «модным» направлением исследований в СССР, Михаил Михайлович отважно высказывался в защиту Байкала, протестуя против реальной возможности загрязнения его вод в связи со строительством на самом берегу озера промышленного объекта.

Кожов утверждал, что Байкал должен быть сохранен во всей его первобытной величественной красоте и целостности, с его кристально чистыми водами, великолепной горной тайгой, украшающей берега Великого озера, с его уникальной древнейшей фауной и флорой. Таким он нужен не только современникам, но и будущим поколениям.

Твердость характера, принципиальность, гражданское мужество «привила» М. М. Кожову сама его непростая жизнь.

Начало пути

Он родился 18 ноября 1890 года в Иркутской губернии, селе Тутура на реке Лена. И без того нелегкое крестьянское детство окончательно прервалось в 1900 году, когда, осиротев, он должен был помогать «тянуть» семью, а не получать полноценное образование. Учится, при этом, хотелось не меньше, и юноша сумел получить дозволение на посещение занятий в Верхоленском горном училище. И хотя горняком он так и не стал, зато, сдав в 1913 году экстерном экзамен на звание народного учителя, принялся обучать детей в своем родном селе. События Первой мировой войны прервали это полезное дело. Кожов был призван в армию, воевал на Западном фронте, однако, вернувшись в 1918 году на родину, вновь стал участником боевых действий, только теперь — на стороне «красных», против колчаковце

После окончания Гражданской войны Михаил Кожов был отправлен в распоряжение Верхоленского уездного отдела народного образования, где и начал работу школьного инструктора (май 1920 – октябрь 1921 годов). Руководство уезда командировало в 1921 году способного молодого человека на обучение в Иркутском государственном университете, в котором он стал студентом-биологом. Этот шаг определил его судьбу, связав до конца жизни и с университетом, и с Байкалом. Тема его аспирантского исследования — биологические ресурсы Байкала. В читальном зале материал такого рода не соберешь. И поэтому аспирант становится участником ряда научных экспедиций по изучению гидробиологии озера. Как итог — публикация первой монографии «К познанию фауны Байкала, ее распределения и условий обитания», за которую автору присвоили ученую степень кандидата биологических наук. Всего через год талантливый исследователь защитил и докторскую диссертацию. В 1931 году М. М. Кожов был назначен директором Биолого-географического научно-исследовательского института при Иркутском университете, который возглавлял 31 год.

Человек, обогнавший время

Ведущий научный интерес М. М. Кожова был постоянен и связывался с осмыслением происхождения животного и растительного мира Байкала. К решению данной задачи он подходил комплексно, привлекая к рассмотрению проблемы климатологию, географию, геотектонику, не оставляя при этом и вопросы происхождения самого озера.

Но хотелось бы обратить внимание на Кожова как на ученого, который в своих высказываниях опередил время на много десятков лет.

Задолго до возникновения современной системной экологии из-под пера Михаила Михайловича выходит книга, причем написанная в труднейшие годы Великой Отечественной войны: «Животный мир озера Байкал». В ней четко просматривается осознание потребности формирования байкаловедения как отдельного научного направления, при этом подчеркивается, что изучать Байкал можно только как цельный природный комплекс, как единую сложную систему. Более того, когда никто и слов-то таких — «экологический мониторинг» — еще не знал, Михаил Михайлович и его коллеги организовали систему постоянного наблюдения за состоянием экосистемы Байкала. Обязательно нужно упомянуть, что М. М. Кожов был одним из создателей биологической станции в Больших Котах. Кстати, его друзья отмечали, что станция стала его «вторым домом», где были написаны все его основные труды.

И именно в районе биостанции, с 1946 года начинают круглогодично забираться, с определенных глубин, пробы воды на анализ. И, в придачу, ежегодно организуются кругобайкальские экспедиции с целью отбора планктона в 69 фиксированных местах. Подчеркнем, что реализуемая М. М. Кожовым система экологического мониторинга озера Байкал не имела себе равных ни в 1940-е годы, ни тогда, когда уже была оформлена система слежения за состоянием сообщества озер Мичиган, Киннерет, Констанц и примерно 50-ти других.

И на основе многолетних экологических наблюдений за жизнью толщи вод и дна озера Михаилом Михайловичем были впервые сформулированы основные закономерности биологических процессов в Байкале. Считается он и создателем сибирской школы гидробиологов и ихтиологов.

Родоначальник династии байкаловедов, где дело отца продолжила его дочь, доктор наук Ольга Кожова, а затем и внучка — Любовь Равильевна Изместьева, Михаил Михайлович Кожов умер 4 ноября 1968 года и похоронен по его завещанию в поселке Большие Коты на территории биологической станции, на берегу столь любимого им озера Байкал.