Когда я впервые начинал работать в сфере микро кредитов, первое, с чем я столкнулся – тотальная безответственность заемщиков!
Моя задача была проверить клиента по базе кредитных историй, обзванивать место работы и поручителей, в случае одобрения – выдавать карту с микрозаймом клиенту в офисе.
Например, звонит женщина и просит 20 тысяч рублей на неделю. Мать одиночка, зарплата 25 тысяч в месяц. Комиссионные – 2% в день. Получается 400 рублей в день и 2800 за неделю. То есть она должна вернуть 22800. Спрашиваю: а на что вы жить будете после возврата займа? Отвечает: ой, я об этом не подумала! И такой подход минимум у трети клиентов!
Вторая категория клиентов откровенно врет о своих доходах и местах работы (что выясняется элементарным телефонным звонком в бухгалтерию). То есть они изначально рассчитывают не отдавать кредит или надеются на авось.
И только единицы ответственно подходят к взятию кредита и рационально планируют сумму и сроки.
Наша задача была выдать посильный микро кредит, который человек будет в состоянии погасить. И многие клиенты брали микрозаймы по нескольку раз и решали свои проблемы. Тем более, мы активно шли навстречу, замораживали проценты, списывали штрафы. Главное, чтобы клиент был на связи.
Многие компании даже не проверяют клиентов и дают займы всем подряд. Тех кто не платит – ждут суды или коллекторы. Даже не знаю, что хуже.
Сами понимаете, что с таким подходом большая часть заемщиков не выплачивает микрозайм вовремя, попадает на просрочку, штрафные проценты и окончательно портит кредитную историю.
Смотря новости по федеральным каналам, иногда натыкаюсь на сюжеты о клиентах микрозаймов, которые рассказывают, что не в состоянии погасить микрозайм и виновата в этом микрофинансовая организация. Действительно, иногда встречаются недобросовестные компании, скрывающие проценты. Но большинство компаний открыто об этом пишут на сайте и в договоре (мы еще и проговаривали их по телефону и при личной встрече).
Так может, дело не в компаниях, а заемщиках? Понятно, что люди берут займы не от хорошей жизни и государство должно регулировать процентную ставку финансовых организаций. Но по моему опыту, большая часть клиентов, даже не желает считать свои деньги и планировать хотя бы на шаг вперед.
Все-таки, микрозаймы - это зло или полезный инструмент? Зависит от того, в чьи руки он попал.
Человек, обладающий минимальной финансовой грамотностью, сможет воспользоваться микрозаймом вообще без процентов (такие займы сейчас предоставляют многие МФО) решить свои финансовые трудности, вернуть заём вовремя, еще и улучшив кредитную историю!
Давайте учиться финансовой грамотности вместе! Подписывайтесь на наш канал – будет полезно и интересно!