Прежде чем начать цикл публикаций о продвижении в Интернете, пожалуй, давайте сначала рассмотрим, что Интернет знает о нас. Для наглядности возьмем два самых часто используемых интернет-ресурса в мире — Google и Facebook.
Начнем с поискового гиганта Google: вот перечень данных, которые он собирает:
- полная история ваших голосовых команд в любых продуктах Google (включая аудиозаписи);
- полный список всего, что вы делали с любым устройством на Android;
- количество Android-устройств учётной записи;
- количество установленных приложений;
- сколько изображений вы сохранили в «Google Фото»;
- полный список всех ваших действий в Google Play Store;
- точное число поисковых запросов в Google за месяц;
- полная история ваших перемещений;
- сколько писем вы отправили через Gmail;
- использование Google Chrome (тут вообще отдельная тема о сборе информации);
- ваши лучшие друзья (согласно данным Google);
- статистические данные из Google-календаря;
- сколько роликов в YouTube вы просмотрели за этот месяц.
И это далеко не все данные, которые собираются о нас. С полным списком того, что мы сами любезно предоставляем поисковому гиганту, можно ознакомиться здесь, и здесь можно загрузить вообще все данные о нас.
А теперь что касается Facebook. После того как Конгресс США провел беседу с Цукербергом, опубликовали документ, в котором было рассекречено, какие пользовательские данные собирает соцсеть:
Кроме того, что перечислено на картинке, также собираются такие сведения:
· уровень заряда устройства пользователя;
· установленные в браузере пользователя плагины;
· движения мыши на устройстве пользователя;
· контент других пользователей, а также частота взаимодействия и общения с ними;
· использование камеры, встроенной в приложение Facebook;
· метаданные фотографий (в том числе время и место съёмки);
· установленные на устройстве пользователя приложения;
· имена и типы файлов на устройстве пользователя;
· доступное место на диске устройства пользователя;
· идентификаторы из игр, приложений и других учетных записей;
· в случае с Android-устройствами — журнал звонков и история SMS;
· время, частота и длительность действий в окне с вкладкой соцсети (в том числе данные о том, открыто ли оно или находится в фоновом режиме);
· ближайшие к пользователю точки доступа Wi-Fi и сотовой связи;
· мобильные и стационарные провайдеры через компьютеры, телефоны, сопряженные телевизоры и другие устройства в сети;
· настройки и разрешения на устройстве пользователя.
Согласитесь, список собираемых данных о нас крайне внушительный. По ним можно определить не только то, что в будущем нас может заинтересовать в плане покупок, но и то, как изменится наше мнение касательного разного рода событий (политические предпочтения, взгляды на различные конфликты и т. п.).
Инструкцию по скачиванию своих данных можно найти здесь, вдруг вам станет интересно, что известно о вас.
«Кто владеет информацией, тот владеет миром» — Натан Ротшильд
По сути, с момента как люди осознали всю ценность информации, они стараются собрать ее как можно больше. Электронные отпечатки собираются на всех пользователей.
Что касается данных по использованию Интернета: они могут многое сказать о человеке и его предпочтениях, поэтому корпорациям так важно ее собирать — всю, которую возможно, вплоть до угла наклона телефона и скорости печати текста на телефоне. Последнее позволяет узнать, в каком расположении духа вы сейчас находитесь.
Все собранные данные собираются и сегментируются по кластерам: интересы, место работы, занимаемая должность, гео вашего фактического места жительства и сотни других метрик, которые потом переходят во владение рекламных агентств, производителей техники, разработчиков приложений и аналитиков. Дать однозначный ответ на вопрос о том, насколько этично вообще собирать и передавать данные третьим лицам и правительству, никто не может, поскольку технологии могут и спасать жизни, а также предотвращать несчастные случаи и «возможные нарушения закона».
Законопроекты вроде GDPR, конечно, призваны защищать права граждан Евросоюза в Интернете, но, как понимаете, он распространяется не на всех.
Вы можете воспользоваться правом на забвение, если, конечно, оно будет доступно для вас, но все, что попало в Интернет, там и останется (:
Daniil Variga
Digital marketer of Smile-Expo