Найти в Дзене
📚 МемуаристЪ

Катуков раскатал Гудериана танками Т-34 вопреки Сталину

Оглавление
Маршал бронетанковых войск Михаил Катуков
Маршал бронетанковых войск Михаил Катуков

Каким должен быть лучший на поле боя танк? Быстрым? Маневренным? С тяжелой прочной бронёй? С мощным и дальнобойным орудием? В конце тридцатых, перед Войной ответы на эти вопросы были глубоко неочевидны. Дошло до того, что в решение этих вопросов приходилось вмешиваться лично Верховному Главнокомандующему Сталину.

Обратимся к мемуарам человека, который непосредственно ковал наш бронетанковый щит. К воспоминаниям о Войне и Сталине знаменитого конструктора, создателя отличной пушки для Т-34 Василия Грабина.

Пусть он расскажет нам насколько товарищ Сталин "не разбирался в военном деле" и "мешал генералам воевать". Расскажет с пролетарской прямотой.

Война концепций

Удивительно, но даже в 1938-39 годах многие командиры старой закалки не до конца понимали значение танковых ударов по врагу. Считали танки чем-то вроде быстрой повозки на поле боя.

В своих мемуарах конструктор Грабин пишет, что при разработке среднего танка Т-34, легендарной победной тридцатьчетверки, позиции военного заказчика и конструкторов разошлись кардинально! Лучший танк те и другие представляли совершенно по-разному.

Мотострелки видели в танке инструмент быстрого прорыва вражеских укреплений и только. По большому счету, лишь помощь настоящей царице полей - пехоте.

Соответственно, от танка требовалась максимальная скорость и маневренность, понятно, что ни с тяжелой бронёй, ни с мощным орудием это не сочеталось никак.

Грабин, напротив, требовал делать машину сбалансированной. И с хорошим бронированием, и с мощной (а значит длинной) пушкой.

У конструктора было чёткое понимание - пройдёт полгода-год и на поле боя мы увидим более мощные германские танки, бороться с которыми можно только большими калибрами. История позднее правоту Грабина подтвердит.

Возражения армейцев выдвигались иногда просто смешные. Например, один из высокопоставленных маршалов прямо заявил на совете, что такая мощная пушка танку не нужна. "Дулом будет овражки цеплять при спуске".

Пришлось даже провести для маршала отдельные испытания. Доказать, что ничего танк не цепляет и земля в дуло не попадает. Так родилось легендарное орудие Ф-34, которое и стало "родным" для танка тридцатьчетверки.

Контрабандная пушка

Старорежимные командиры не отступились. Официальных бумаг на новую пушку через наркомат так и не пропустили. Почти год серийные Ф-34 шли на танки чуть ли не подпольно.

Все фронтовики отлично понимали - пушка Грабина лучше, надежнее, мощнее орудия Кировского завода. Но в документах штатным стояло орудие конкурентов.

Так было изготовлено и поставлено на фронт под тысячу "контрабандных" орудий. Военная приемка хмурила брови, но фронту новые танки нужны были позарез. Закрывали глаза на отсутствие документов и подписывали разрешение.

Самому конструктору за такую самодеятельность грозило что угодно. От срока за самоуправство до расстрела. А заодно и поддержавшему конструктора директору завода.

Нужно было как-то легализовывать отличное орудие. Тем более с фронта шли потоком письма с благодарностями заводчанам и конструкторам за отличную технику.

Через бронетанковое управление или наркомат такое решить было уже нельзя. Тысячу пушек под коврик не замести. Никто на себя такую ответственность не взял бы.

Пришлось класть голову на плаху высшему руководству. После доклада бронетанкистов о превосходных боевых качествах тридцатьчетверки, проявленных в бою, слово взял Грабин.

Как всегда, осветил программу по росту выпуска новых орудий, по перестройке производства. По улучшению качества готовых изделий.

А потом невзначай сообщил, что вообще-то победного орудия на бумаге не существует. Скандала не случилось, Сталин взял решение в свои руки.

На очередном совещании вождь поговорил со специалистами, погрузился в вопрос и вынес суровый вердикт. Решение конструктора правильное. У основного танка должно быть орудие большой мощности. Государственные испытания Ф-34 провести в течение недели! И новые танки в войска, в войска, в войска!

Итоги известны. Одним из первых Т-34 с мощными пушками отведала германская танковая легенда - генерал Гудериан в октябре 1941 года. Тогда четвертая танковая бригада маршала Катукова дала немцам крепко прикурить.

Впервые железная махина вермахта натолкнулась на такое сопротивление. Планы наступления фашистов на Тулу были полностью сорваны. Именно за эту неделю боёв бригада Катукова получит звание гвардейской. И было за что.

В приказе Сталина №337 от 11.11.1941 года стоят такие цифры потерь агрессоров всего за неделю боев с советскими тридцатьчетверками:

- Уничтожено немецких танков - 133 штуки, самолётов - 8, противотанковых и дивизионных пушек - 49, более полка пехоты и группа тягачей с боеприпасами. Потери четвертой бригады под командованием Катукова носят единичный характер!

Маршал Катуков, по всей видимости, делал это тоже "вопреки Сталину". Танками, созданными Грабиным и Кошкиным вопреки ему же.

Кстати, хвалебные отзывы Хайнца Гудериана о новом русском танке после сокрушительного разгрома Гудериановских корпусов неплохо бы перечитывать в школе. Вместо "Архипелага Гулага" Солженицына, например. Вопреки.