«Цвет ее глаз» — четвёртая книга Артема Каменистого из серии STIKS. И — первая, о которой захотелось рассказать. Почему? Сложный вопрос. Попробуем разобраться вместе.
Вместо предисловия
Предыдущие книги — “Человеческий улей”, “Человек с котом” и “Территория везучих” — рассказывали о Карате. Обычном, на первый взгляд, парне, попавшем в крайне необычный мир. Эти книги можно охарактеризовать как «попаданческую робинзонаду с элементами боевика». В книгах про Карата много всего: лекций о мире Улья, разнообразных событий и сюжетных ходов, которым явно тесно в рамках каждого из романов, путешествий, которые иногда откровенно хотелось пролистать, внезапно возникающих деталей из биографии Карата, делающих персонажа круче и дающих ему возможность выживать там, где ветераны Улья находили свою смерть. Не хватало там одного: целостности сюжета.
Порой казалось, что в рамках романов собрано несколько историй. Возможно — из-за объёма. При желании из этих трех книг легко можно было сделать шесть. Возможно — из-за того, что слишком много деталей непростого мира нужно было показать читателю. Местами это шло во вред текстам, и, будь у автора поменьше таланта — возможно, читать это было бы гораздо сложнее. Но с этим у Каменистого все в порядке, и потому, закончив читать «Территорию везучих», любезно предоставленную автором ещё до электронного релиза, я перешёл к, пожалуй, самой неоднозначной на сегодня книге серии — «Цвет ее глаз».
Неоднозначность проявляется во всем. Стоит начать хотя бы с того, что на обложке, вместе с именем самого Артёма стоит имя некоей Али Холодовой. Это сразу же вызвало волну неодобрения у читателей. Стоит сказать, что именно в этой серии эти самые читатели не самым адекватным образом реагируют на появление в тексте любой особы женскага полу, если только та не является развитым зараженным. А тут мало того, что соавтор — женщина, так ещё и повествование ведётся от лица героини — семнадцатилетней девчонки. И никаких вам Каратов. Шутка ли?
Видимо, это послужило причиной излишней предвзятости. На портале Lit-Net, где Артём выкладывал книгу по мере написания, в комментариях было полно жалоб на бесконечные и бессмысленные «бабские разговоры». Даже тот факт, что на самом деле автора Али Холодовой не существует, а женское имя на обложке — решение издательства, призванное привлечь к серии женскую аудиторию, не охладило пыл литературных женоненавистников. Потому, начиная читать книгу, я готовился… Наверное, к тому, что брошу её, не дочитав. И в очередной раз убедился в том, что доверять можно только своему мнению.
Сюжет
Повествование ведётся от лица Элли — семнадцатилетней девушки, родившейся в Улье и воспитанной в элитной школе для девочек — в Цветнике. Впрочем, называть Цветник школой не совсем правильно. Ведь вся цель существования Цветника заключается в том, чтобы воспитывать элитных красоток, которые по достижению «возраста согласия» распределяются между знатными гражданами Азовского союза — мощного объединения стабов, в котором, по меркам Стикса, живётся настолько неплохо, что у его обитателей есть время и ресурсы на то, чтобы содержать подобное заведение. Элли давно назначена в жены одному из сильных мира сего. Настолько давно, что девушка успела смириться с этой участью. Однако неожиданно развиваются события, которые полностью меняют её судьбу.
На Азовский союз нападает Чёрное братство — многочисленная, сильная и прекрасно оснащенная группировка муров, ренегатов, работающих на выходцев из внешних миров. Удар настолько силен, что азовским приходится просить о помощи "западников" — своих соседей, живущих в преддверие Пекла, великолепных бойцов, много лет сдерживающих натиск напирающих с запада тварей. Теперь Элли будущая супруга генерала Дзена — ужасного кваза, командующего западниками, которые, в её представлении, не более чем дикие варвары. Но выбора у девушки нет. Ей предстоит покинуть золотую клетку Цветника и узнать, как выглядит настоящая жизнь в Улье вдали от обеспеченного и пресыщенного Азовского союза.
Раскрывать сюжет сильнее — значит испортить читателям удовольствие. Потому делать этого я не буду. А отмечу только несколько моментов, которые заставляют меня ставить “Цвету её глаз” оценки, которые гораздо выше, чем у всей пока-ещё-трилогии о Карате.
Подача
Те самые «бабские разговоры». Не знаю, чего ждали читатели, которым это показалось тупым и нудным, но, на мой взгляд, первая часть книги, описывающая Цветник и её обитательниц, как нельзя лучше позволяет увидеть саму Элли и почувствовать её характер. Не уверен, что даже участвуй Аля Холодова на самом деле в написании книги, эта часть получилась бы лучше.
Отсутствие затяжных лекций об Улье. Да, бесспорно, мир достаточно сложный, его нельзя описать между строк. Но объяснение многочисленных смертоносных фишек мира на протяжении предыдущих трех книг успело порядком утомить. К счастью, в четвертой книге автор решил обойтись практически без них, что пошло роману только в плюс.
Герои. И сама Элли, и герои второго плана получились на “отлично”. Мой фаворит — полковник Лазарь, персонаж, характер которого практически полностью подается через его поступки и восприятие Элли. Правда, тут есть нюанс: Элли Лазаря ненавидит. В силу того, что большую часть жизни Элли провела Цветнике, а виденные ею мужчины — сплошь высший цвет Азовского союза, девушка видит Лазаря грязным, бестактным чудовищем, диким варваром с Запада. Но, несмотря на это, к полковнику проникаешься искренней симпатией уже к середине книги и при каждом его появлении невольно улыбаешься. Очень харизматичный персонаж.
Сюжет. В отличие от бродилок о Карате, будто бы написанных без плана, здесь нам дают настоящий сюжет. С интригой, завязкой, развитием, кульминацией и логическим завершением. “Цвет ее глаз” — не аркадная адвенчура. Это — отдельная и завершенная история, которая, несмотря на отсутствие ульеописаний раскрывает мир шире, чем предыдущие книги и позволяет взглянуть на него под другим углом.
Отдельный авторский респект. В “Цвете” Артем решил все же “погасить свечи” и снизил планку возможностей зараженных. Меня очень смущала имбовость тварей, которые, подобно Халку, отрывают башни тяжелым танкам и, словно консервные банки со шпротами вскрывают бронетранспортеры со вкусными иммунными. Теперь по Улью можно-таки перемещаться на технике на дальние расстояния, не опасаясь того, что первый же встреченный зараженный разделает твой транспорт, как бог черепаху. Объясняется все просто: даже на смертельно опасном западе нет невероятного количества откормленных тварей, способных эффективно бороться с бронетехникой. Да, они встречаются. Но не под каждым кустом. И это дает-таки иммунным возможность хоть сколько-то безопасно передвигаться по кластерам и немного выравнивает баланс.
Итог
Неожиданно интересная, цельная и законченная книга по вселенной STIKS, с не самым большим количеством боевых сцен, что не сказывается на общем качестве текста. Не факт, что книга понравится на все сто тем, для кого Улей — это исключительно похождения Карата сотоварищи, но вдумчивому читателю, несомненно, придется по душе.