Найти тему
George Rooke

"Паровозик, который не смог"

Довольно часто в спорах про строительство флота Петра мне указывали, мол, сравнил попу с пальцем, ой.... Россию с Польшей. Типа, поляки никогда к морю не стремились, не имели амперских амбиций, и вообще - флот - вещь ненужная, и поляки знали, куда тратить деньги.
В очередной раз приходится говорить о том, что нужно не рассуждать об истории, а просто ее знать.
Все началось после
битвы под Оливой.
Новый круль Владислав IV Ваза объявил о создании
"флота Балтийского моря в соответствии с интересами Польско-Литовской Унии".
Планы были по польски громадные - согласно 58 статье Pacta Conventa должны были построить не менее 30 военных кораблей, плюс отдельный галерный флот. Начали с размахом: в 1632 году было поставлено в перестройку 15 бывших торговых судов: 32-пушечный "Czarny Orzeł", 24-пушечные "Prorok Samuel", "Wielkie Słońce", "Nowy Czarny Orzeł", 16-пушечные "Biały Orzeł", "Charitas", "Gwiazda", "Strzelec", 12-пушечные "Święty Piotr", "Fortuna", 10-пушечный "Mały Biały Orzeł", и 4 малых корабля. Командующим был назначен англичанин - Александр Сетон.
Кроме того, планировались закупки кораблей в Дании, Англии, Голландии, Швеции.
Так же были наняты 500 морских казаков с чайками - ради нападения на вражескую (шведскую) торговлю.
Специально для нового флота была построена к 1634-му году новая база в устье Вислы - Петербург Владиславово.
И тут Владислав столкнулся с той же проблемой, что и Петр - флот стоит больших денег. Шляхта, тяготеющая к земле, совершенно не желала финансировать строительство корабликов, и королевская казна была хронически должна за корабли, хотя в 1634-м закончилась наконец-то Смоленская война с Московией.
Со Швецией замирились в 1636-м, и тогда решили организовать ни больше ни меньше - Польскую Вест-Индскую компанию. Нет, ну а чо? Не Курляндией единой живы же!
Планы эти окончательно порушила Дания. Она уже давно с подозрением смотрела на соседа, а после мира Швеции и Польши датчане подумали, что поляки могут открыть свои порты для шведов и усилят их своими кораблями, поэтому решено было польский флот выпилить. 16 марта 1637 года это и было сделано. К Владиславово подошли 23 датских корабля, которые устроили польско-литовскому флоту аутодафе - сгорело 10 из 15 кораблей. Оставшиеся корабли Дания принудила продать ей же по цене дров.
Мир не любит конкурентов.
В результате Польша пошла по наклонной. Самое смешное в том, что Польше военный флот был НУЖЕН. Данциг был самым большим торговым портом Балтики, центром торговли хлебом, пенькой и лесом, через Данциг шли в Северную Европу польские, немецкие, австрийские, русские товары. Все ресурсы для постройки флота у поляков были. Были и люди. Не оказалось только воли.
Все это аукнулось в 18-м веке. Когда Данциг стабильно терял свои позиции, а роль Риги и Санкт-Петербурга постоянно возрастала. Торговые потоки перешли туда. Потому что там смогли понять и оценить, для чего нужен флот и море.