– Инна, ты стоишь? – кричала мне в трубку подруга. – Тогда немедленно сядь. Мы с Мишкой разводимся. Я выхожу замуж за другого и приглашаю тебя на свадьбу.
– Как?! Миша уже квартиру для вас подыскал, мебель сейчас покупает…
– Он в курсе, все сказала ему по телефону.
– По телефону о разводе? А совесть у тебя есть?!
– Хватит мораль читать, лучше приезжай познакомиться с Темой, он необыкновенный!
– У тебя все необыкновенные – до поры до времени, – мрачно изрекла я и положила трубку. А потом позвонила Мишке.
Эффект бабочки
Мы с Юлькой дружим с детства, и, сколько себя помню, рядом с ней всегда был Мишка. Уже в младших классах он носил ее портфель, оберегал от всех напастей, всюду с нами увязывался, в общем, рыцарь без страха и упрека. И если я осталась учиться в нашем городе, то он рванул за Юлькой в Питер, чтобы и там быть с ней рядом.
Моя ветреная подруга вовсю крутила романы, а ее верный паж сносил все стоически, был для нее «жилеткой» и терпеливо ждал, пока она оценит его преданность. И дождался.
К концу последнего Мишкиного курса они поженились, но Юльке оставалось учиться еще год. И он вернулся домой – подготовить, так сказать, почву для их счастливого будущего. А что в итоге? Мы по телефону договорились встретиться с Мишей, и он мне обо всем рассказал.
– Я ведь, Инна, все прекрасно понимаю. Она яркая, легкая, ей нужны страсти и фейерверки. Влюбляется мгновенно, а потом остывает, и ее манят уже другие горизонты. Но мне казалось, никто не сможет любить Юльку так, как я: заботиться о ней, делать ее жизнь максимально комфортной. И я готов был ждать сколько надо, пока она не наиграется.
– Вот именно! Она порхает, как бабочка, а как крылышки опалит – сразу к Мише… Но вы ведь поженились, все было хорошо, что сейчас-то произошло?
– Нельзя ее было оставлять одну, Юлька снова влюбилась. И сказала, что жить без него не может.
– Ну а ты?
– А что я? Буду деньги ей высылать первое время, как и прежде.
– Ты совсем дурак? Пускай теперь новый избранник ее содержит. Она, конечно, моя подруга, и я давно смирилась с Юлькиным легкомыслием, но ведь всему должен быть предел, ведь и ты тоже мой друг.
– Я, видимо, однолюб, Инна. Поезжай к ней на свадьбу, сама посмотришь, что там и как.
Молодо-зелено
Каково же было мое удивление, когда узнала, что жениху Юльки едва исполнилось восемнадцать. Тема, писаный красавец, учился на художника и был единственным сыном в профессорской семье – балованным и капризным. Все это я поняла сразу и, улучив момент, спросила у Юльки:
– Зачем тебе такое счастье? Этот парень совсем не для семейной жизни.
– О чем ты говоришь? – блестя глазами, возразила она. – Мне все завидуют, видела, как женщины на него смотрят?
Я только вздохнула, но к концу торжества мои опасения лишь подтвердились: перебравший юнец уснул, как говорится, лицом в салате.
Не успели мы опомниться, как Юлька поселилась в профессорской квартире и родила сына. Но у них там, видимо, что-то не заладилось, и она вместе с малышом перебралась домой, к своим родителям. А Тема к жене не спешил, отговариваясь тем, что ему надо окончить институт. Потом все же перебрался в наш город, и они сняли квартиру.
А я очень быстро убедилась, что ее молодого мужа интересуют исключительно тусовки, и нести ответственность за свою семью он не собирается. Мы с Мишей, как могли, помогали Юльке, но она с каждым днем мрачнела все больше. И как только сыночку исполнилось три года, отправила его к питерской родне.
– Там гораздо больше условий для развития Олежки, – заявила она нам. – И школа во дворе прекрасная, и в институт бабка с дедом его пристроят.
– Но как же ребенок без мамы? – недоумевала я. – И как ты сама без него?
– Буду ездить в Питер при первой же возможности, а в отпуск сюда его забирать. Ты же видишь, что из Темы отец никакой, ему нужно, чтобы только за ним ухаживали… Хотела я ей сказать, что незачем было его в загс тащить, но… что толку? Подругу ведь этим не исправишь.
Новая любовь
Юлька с Темой очень скоро разбежались, и он вернулся в Питер. А она поехала отдыхать на море и привезла оттуда нового мужчину. К тому времени у Юли была своя квартира, там они и поселились. Витя произвел на меня впечатление человека недалекого, хитроватого, и я никак не могла понять, что же так привлекло в нем мою подругу. Она ведь интеллектуалка, а тут такой примитивный парниша. На мое недоумение Юлька ответила так:
– Да, он звезд с неба не хватает, ну и что? Зато сколько в нем подлинного, мужские флюиды просто зашкаливают, сама ведь, небось, уловила?
– Я уловила лишь то, что он собирается пожить за твой счет.
– А вот это тебя пусть не беспокоит! Если что, как приехал – так и уедет.
Так оно, впрочем, и вышло. Виктор погостил пару месяцев, а потом Юльке надоело его содержать, и он отбыл восвояси. Потом выяснилось, что еще и кое-что из ее вещей прихватил.
– Подумаешь! – пожала плечами подруга. – Какое-то время он ведь меня вполне устраивал.
– А тебе не кажется, что каждый твой следующий – качественно хуже предыдущего? Может быть, пора остановиться?
– Тебе меня не понять! Вцепилась в своего мужа, так и просидишь возле него всю жизнь. А я рядом с человеком лишь до тех пор, пока люблю.
– А в старости что будешь делать?
– До этого пока далеко.
Еще и еще…
Вскоре у Юльки появился мужчина, который был закодирован от пьянства. Первое время все было неплохо, но потом он сорвался, и она познала все «прелести» жизни с алкоголиком.
Дело кончилось тем, что она выставила его с милицией, и на какое-то время угомонилась. Даже пошла на вечер встречи выпускников, узнав, что там будет Мишка.
Но ее верный рыцарь был уже год как женат, и его супруга ждала ребенка. Он, кстати, признался мне незадолго до своей свадьбы, что, видимо, выпил свою любовь до дна… И освободился, научился видеть вокруг других женщин.
Поэтому, как ни строила Юлька ему глазки, Миша проявлял по отношению к ней лишь дружеское участие. Она все пыталась вытащить его поговорить, потом попросила, чтобы проводил до дому.
Но Мишка настоял, чтобы с ними пошла и я: «Инна ведь дальше тебя живет, забросим домой тебя, а потом отвезу и ее», – решительно сказал он. Юлька делала мне знаки за его спиной, и я попыталась было сказать, что доеду сама, но Миша решительно усадил нас обеих в такси.
– Вот они, мужики! – возмущалась потом Юлька. – А ведь клялся, что я – любовь всей его жизни!
– Но с какой стати он должен свою жизнь положить к твоим ногам? – резонно возразила я. – Ты ведь обращалась с ним всегда как с личной вещью.
Тем не менее, Юля долго не горевала, и вскоре у нее случился роман с металлургом. Ну, этот Андрей был совсем уже ни в какие ворота. Он разговаривал исключительно матом, постоянно понукал Юльку, строил ее, я даже догадывалась, что и руку на нее поднимал.
Однажды выбралась с ними на реку, так все на свете прокляла, не знала, как побыстрее избавиться от этого общества. Андрюша постоянно гонял Юльку за пивом, безудержно хвастался своими достижениями, потом вообще стал проявлять агрессию – вступил в драку с одним из отдыхающих, еле разняли.
– И это все тебе нравится? – горько спросила я у подруги. – Ведь стыдобушки с ним не оберешься!
– Зато он сильный! – возражала она. – Я с ним как за каменной стеной, ничего не боюсь!
К чему пришли?
А когда Юля объявила, что они с Андреем решили расписаться, он впервые попросил ее не спешить, даже высказался в том духе, что беспокоится за нее, мол, этот человек слишком груб.
Но разве нашу Юлю остановишь? Планов у них было громадье, даже взяли земельный участок и стали строить дом. Потом Андрей заявил, что перевезет свою мать.
– А где же она? Олег, Юлькин сын, приезжал на каникулы и относился к ней трепетно. Конечно же, череда маминых мужчин его не радовала, но он был деликатен в этом вопросе. Правда, когда в ее квартире поселился Андрей, визиты сына заметно сократились.
– Она будет с нами жить? – спросила Юля.
– Но ведь у нас двушка!
– Так вторая комната – моего сына.
– Он все равно здесь редко бывает, а когда будет приезжать, ночевать сможет у бабушки.
Но тут Юлька проявила твердость, и Андрей сильно на нее обозлился. Между ними все чаще происходили скандалы, а как-то они повздорили на даче, и муж запер ее в сарайчике. А сам уехал. Телефона у Юльки собой не было, и она чуть ли не два дня просидела взаперти, даже голос сорвала, пока он не соизволил выпустить ее оттуда. Когда она мне об этом рассказала, возмущению моему не было предела:
– Ну и чего ты ждешь? Пока он не грохнет тебя по пьяни? Я смотрю, ты и сама с ним за компанию все чаще стала к бутылке прикладываться...
– Да он просто горячий слишком! Но, поверь, очень меня любит.
А потом в дело вмешалась судьба. Андрей разбился на мотоцикле — он сел за руль нетрезвым. Юлька на нервной почве попала в больницу, а когда вышла, запила. Очень скоро это сказалось не ее внешности: лицо сделалось одутловатым, вырос живот. Не узнать в ней уже было той синеглазой прелестницы с ямочками на щеках.
Родные и друзья забили тревогу и пришли к общему решению: объединить квартиры Юли и ее мамы. Все же, под постоянным присмотром, ей легче будет справиться со своим пагубным пристрастием.
Мужчины в сторону Юльки уже давно не смотрят, ведь и возраст уже не тот, но она, похоже, не учитывает новых реалий. Недавно сказала мне, что обязательно приведет себя в порядок и попытает нового счастья в личной жизни.