Найти тему
Патриоты Нижнего

Ирина Маршева: «Культура – это не сфера услуг»

В последнем декабрьском выпуске мы вспомнили о прошедших в 2018 году наиболее значимых культурных событиях с искусствоведом, членом Союза художников Российской Федерации, заместителем директора Нижегородского государственного выставочного комплекса, старшим преподавателем кафедры истории религии и культуры исторического факультета Университета Лобачевского Ириной Маршевой.

– Ирина, Владимировна, подводя итог года в сфере культуры, на ваш взгляд, чем запомнится 2018-й?

– Для Выставочного комплекса этот год стал «боевым»: были интересные привозные и очень значимые выставки Нижегородского отделения Союза художников. Из них, наверное, самая яркая и интересная – «Мода – народу! От конструктивизма к дизайну». Из выставок Союза художников – это, конечно же, самая масштабная выставка «Большая Волга», которая собрала работы из 15 субъектов Приволжского федерального округа. Была череда персональных выставок нижегородских авторов и из Москвы и Санкт-Петербурга.

Что касается наших коллег, совершенно фантастические выставки проходили в Художественном музее. И закончились они блистательным музейно-фондовым проектом «1937. Выставка художника Василия Маслова», расстрелянного в 1938 году, работы которого хранились в музее. А из театральных событий обязательно следует отметить премьеру оперы «Чародейка» в театре оперы и балета.

В этом году у нас было другое самое значимое событие – чемпионат мира по футболу. И было горько смотреть на то, как реки фанатов стекаются в океан футбольной фан-зоны, не затрагивая очаги учреждений культуры, которые находились от нее в ближайших окрестностях. Наверное, это общемировая практика: любители футбола не пойдут в день матча на выставку.

-2

Вернисажи Выставочного комплекса объединяют поклонников и представителей искусства

– Изменился ли зритель в последние годы, проводите ли вы какие-то исследования вашей аудитории в Выставочном комплексе?

– У нас вполне сформировавшийся зрительский контингент – возрастной и семейный, но иногда даже свидания здесь назначают. Мы делаем количественные замеры по посещаемости. Она стабильна – примерно 100 тысяч людей в год. А по структуре посетителей давно не делали такие исследования, но постараемся в будущем их провести.

Нам еще предстоит работать с посетителями, придумывать какие-то мероприятия и события, которые будут их привлекать. То, что предлагаем мы, это продукт не массового спроса, и рассчитывать, что когда-нибудь к нам пойдут как на футбол, у нас даже оснований нет. Посетители в большом количестве приходят на фестивальные акции, подобные «Ночи музеев».

– Есть ли объединяющая все музеи и выставочные залы идея? Кажется, что каждый живет в каком-то своем мире.

– Это правильное ощущение – каждый копается в своей норе, а она бездонна, и в ней необходимо производить свой продукт. Мы много раз разговаривали с руководителями музеев и пытались скоординировать свои действия. У нас это технически не получается. В НГВК проходит по четыре-шесть выставок в месяц, и персонал, который отвечает за их подготовку, всего четыре человека! Это очень мало. У нас нет ресурсов заниматься еще чем-то. Мне кажется, что есть городской департамент и областное министерство культуры, которые могли бы эту координирующую функцию выполнять.

– Есть ли какие-то современные способы, чтобы заинтересовать выставками молодежь?

– Повторюсь, у нас продукт не массового спроса, и человек, приходящий в художественные музеи и выставочные залы, должен быть подготовлен. Необходима общая культура и представление о ценностях, куда включено изобразительное искусство. Порой его трудно понять – нужно себя заставить. Это как артхаусное кино – надо обладать вкусом к таким вещам.

Мы делаем все, что от нас зависит. Например, я регулярно провожу лектории и занятия со студентами (и не только) по программе, которая звучит очень просто: «Как смотреть картину?» У людей, которые к нам приходят, тяга к искусству есть. Но образовательный процесс и нынешняя организация культурной среды направлены на то, чтобы художественный вкус они в себе не развивали.

-3

В 2019 году нижегородцев ждут выставки столичных художников, графиков и живописцев и проекты, посвященные юбилею города

– Наверное, это зависит и от него самого?

– Все идет от общества! Мы можем и дальше спускать планку, и мы это делаем. На «Ночи музеев» у нас обязательно проходят познавательные и интересные квесты и мастер-классы, куда и молодежь приходит, и родители с детьми. Но среда, в которой развивались бы эти микроорганизмы, стимулирующие любовь и интерес к высокому и трудному по восприятию искусству, пока отсутствует.

Мы ждем принятия закона о культуре, в котором будет сказано (вопреки предыдущему периоду), что культура, образование и здравоохранение – это не «услуга». Как только будет принят этот закон, я думаю, что структура потребления через какое-то время поменяется. Мы наблюдаем это в Санкт-Петербурге – огромное посещение именно выставочных и музейных проектов. А в Москве собрался народ более разнородный, но и там в последнее время изменилась культура потребления выходного дня. Идти всей семьей в торговый центр – очень дорого. Гораздо выгоднее пойти на выходные в музей. Это стало тенденцией и вошло в моду.

Хочется верить, что скоро и среднестатистический человек в Нижнем Новгороде через какое-то время поймет, что у этого досуга есть свои прелести и радости жизни и что это не только модно, но и полезно!

 Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВА