Почему форты считались неприступными, и что для этого придумали военные инженеры.
Сегодня форты не представляют военной ценности в первоначальном понимании, и в наши дни вызывают интерес только у историков и любознательных туристов. А вот раньше форты без малого могли решать стратегические задачи!
К исходу восемнадцатого века времена крепостей, которые мы знаем в образе средневековых замков, прошли. Их ценность сошла на нет с появлением артиллерии, которая могла разрушить любую крепость за считанные дни.
И военные инженеры придумали новый вид обороны - форты. Их стали строить на наиболее опасных участках, и надо сказать, многие страны вкладывали в такое строительство немалые деньги.
Так ли форт неприступен, как мечтали военные инженеры прошлых лет? Мы ответим: неприступен для своего времени.
Как работала неприступность форта?
Форт представляет собой участок местности, со всех сторон окруженный глубоким, в 5-8 метров, и широким, до 10 метров рвом, после которого находилась крутая стенка вала (эскарп). Чтобы пехота противника ворвалась во внутрь форта (внутренний дворик), ей нужно было вначале спуститься в ров, потом подняться на стенку вала. Вроде бы просто, но...
Спустившись в ров, пехота противника попадала в смертельную ловушку, так как прямой ров с одной стороны имел прочное казематированное сооружение, оборудованное бойницами, через которые, вдоль рва, защитники форта вели огонь из стрелкового оружия, или из легких пушек картечью - буквально уничтожая во рву всё живое.
Известны форты в которых орудия, стреляющие вдоль рва, просто вмуровывались в бетон - были нацелены в одну точку противоположного бокового откоса рва. Такие пушки стреляли картечью - свинцовыми шариками, которых при выстреле вылетало сразу несколько десятков, и они косили пехоту как из пулемета. Теперь такие пушки повсеместно срезали "охотники за металлом".
Такое защищенное сооружение называется КОФР - капонир огневого фланкирования рва. Фланкирование - это стрельба сбоку от атакующих рядов пехоты. Вообще, фланговая стрельба всегда была приоритетным видом стрельбы по пехоте, позволяющая уничтожать максимальное количество врагов не изменяя установки прицела.
Если же кому-то из пехоты все же удавалось пройти через ров, им нужно было подняться на крутой вал, именуемый эскарпом, где за бетонным бруствером их ждали защитники форта с винтовками в руках.
Со стороны двора, бетонный бруствер имел уступ в виде карниза, для передвижения защитников вдоль вала, а с внутренней стороны стенки бруствера имелись специальные щели, в которых обороняющиеся могли прятаться во время артиллерийского обстрела форта.
Под бруствером, под двух-трехметровым слоем бетона, проходила сквозная потерна - коридор, по которому обычно можно было под землей обойти весь периметр форта. Эта потерна соединялась с защищенным убежищем для пехоты, где защитники форта прятались от артиллерийского огня. На многих фортах даже казармы для гарнизона были сделаны в виде защищенных казематов, напоминающих бункеры. Еще из потерны по коридору, выкопанному под рвом, можно было попасть в любой КОФР, откуда, как мы уже знаем, обстреливался ров.
Обычно от рва до вершины вала было метров 15-20, и штурмующая сторона могла бы легко забросать защитников ручными гранатами, но увы, в конце девятнадцатого века, когда проектировались форты, ручных гранат еще не было на вооружении пехоты, иначе от рва до бруствера было бы метров 70 - чтобы никто не смог докинуть гранаты за спины обороняющихся.
Во фронт, то есть "в лицо" наступающего врага огонь из винтовок вели пехотинцы, составляющие гарнизон форта - держа оружие поверх бруствера. Кроме того, каждый форт имел на вооружении противоштурмовые пушки, которые содержались в специальных убежищах, и выкатывались на позиции только для отражения атаки. Эти пушки так же в основном стреляли картечью, но могли вести огонь и гранатами на несколько километров - тем самым еще на дальних подступах затрудняя врагу передвижения и попытки сгруппироваться перед атакой.
Обычно гарнизон форта составлял 200-600 человек. На весь гарнизон были запланированы запасы продуктов, воды, патронов и снарядов. Практически все форты были оборудованы собственной артезианской скважиной, что значительно повышало автономность форта, если бы ему приходилось сражаться в полном окружении.
Фактически захватить форт можно было только при полном уничтожении гарнизона (если гарнизон не принимал решения сдаться, а продолжать стоять насмерть). Но уничтожить гарнизон не позволяли мощные защитные сооружения. И таким образом, форт мог держать оборону многие дни, недели и даже месяцы, выдерживая даже самые страшные обстрелы.
Вот, например, одно известное историческое фото, демонстрируемое во многих военных музеях Первой Мировой войны: вид французского форта Дуомон до и после длительного артиллерийского обстрела, который, впрочем, не привел к немедленной сдаче форта...