Найти в Дзене

История тоннеля под Ла-Маншем. Окончание строительства и непредвиденные обстоятельства. Часть 2

В прошлый раз мы рассказали об основных технических решениях, обеспечивающих безопасность движения в Евротоннеле. Сегодня поговорим о строительстве порталов и терминалов.

Помимо оборудования тоннелей всем необходимым требовалось достроить их порталы (въезды/выезды) и терминалы.

Напомним, что терминалы, соединяющие транспортную систему Еротоннеля с авто- и железнодорожными сетями по обе стороны пролива и используемые для погрузки в вагоны автомашин и других грузов, расположились в районе Черитон города Фолкстон в Великобритании и в городе Кокель недалеко от Кале во Франции (рис. 1). Они частично похожи на автовокзалы, частично – на железнодорожные станции, но системы их безопасности устроены так же, как в аэропортах. Да и территории их не уступают по площади крупным аэропортам.

Рис. 1. Изображение на карте трассы Евротоннеля под самой узкой частью Ла-Манша – проливом Па-де-Кале
Рис. 1. Изображение на карте трассы Евротоннеля под самой узкой частью Ла-Манша – проливом Па-де-Кале

Терминалы не только обеспечивают всеми необходимыми услугами своих пользователей, но и включают центры управления работой инженерных систем тоннелей и движением поездов. Главный центр управления находится в британском терминале, резервный – во французском, однако последний сразу может взять на себя управление, если первый будет по какой-то причине выведен из строя.

Из-за наличия на французской стороне большого свободного пространства обслуживание подвижного состава, курсирующего через Евротоннель, сосредоточили в основном там. Поэтому площадь французского терминала в городе Кокель составляет целых 480 га, а вместе с подъездными путями – 700 га (рис. 2). Во время его создания это была самая большая строительная площадка в Европе. При строительстве фундаментов его зданий и других подземных частей было вынуто 12 млн куб. м грунта, а также были выполнены обширные работы по упрочнению грунтов и дренажу. В нескольких сотнях метров от этого места в пределах зоны безопасности терминала расположили и французский портал тоннеля под названием «Бёссинг», для чего пришлось создать постепенно углубляющуюся искусственную выемку объемом 2 млн куб. м (рис. 3). Напомним, что французский портал находится в 3,3 км от берега пролива.

Рис. 2. Терминал Евротоннеля в городе Кокель во Франции
Рис. 2. Терминал Евротоннеля в городе Кокель во Франции
Рис. 3. Портал Евротоннеля «Бёссинг» в постепенно углубляющейся выемке у города Кокель во Франции
Рис. 3. Портал Евротоннеля «Бёссинг» в постепенно углубляющейся выемке у города Кокель во Франции

Площадка для британского терминала в районе Черитон города Фолкстон была выбрана еще в 1974 году. Она охватила около 140 га (рис. 4). В нескольких сотнях метров от нее в пределах зоны безопасности терминала расположили портал под названием «Касл-Хилл» (рис. 5). Система тоннелей к этому порталу от берега пролива была пробурена сквозь утес Шекспира и Замковый холм (Castle Hill) с использованием нового австрийского метода туннелирования (стены тоннелей были укреплены с использованием торкрет-бетона и особой комбинации болтов, проволочной сетки, стальных ребер и анкеров). В остальных местах сухопутной английской части тоннели строились окрытым способом с использованием вторичной засыпки систем их крепления. Здесь были и определенные трудности, так как трасса Евротоннеля и его портал в районе Замкового холма попали в зону крупного оползня, который состоял из перемещенных и опрокинутых блоков нижнемеловых отложений, глауконитового мергеля и обломков мергелистой глины. Эту зону пришлось стабилизировать и создавать в ней систему дренажных штолен.

Рис. 4. Терминал Евротоннеля в районе Черитон города Фолкстон в Великобритании
Рис. 4. Терминал Евротоннеля в районе Черитон города Фолкстон в Великобритании
Рис. 5. Портал Евротоннеля «Касл-Хилл» у подножия Замкового холма (Castle Hill) в Великобритании
Рис. 5. Портал Евротоннеля «Касл-Хилл» у подножия Замкового холма (Castle Hill) в Великобритании

Продолжение статьи, в котором мы расскажем об особенностях эксплуатации Евротоннеля, ждите уже завтра!

Полный текст статьи со ссылками на источники и литературу можно прочитать в бесплатном электронном журнале "ГеоИнфо". ПЕРЕЙТИ