Сталин абсолютно не разбирался в военных вопросах. По крайней мере, именно так нам объясняют еще с Хрущевских времён. Воевал по глобусу и вот это всё. Что ж, пусть нам об этом расскажет настоящий герой той поры - легендарный командир партизан Сидор Ковпак. В воспоминаниях боевого "деда" Верховный отчего-то предстает более толковым военным деятелем, чем сам партизан.
Фальшивые мемуары
Понятное дело, "историки" с Эха Москвы тут же расскажут, что мемуары Ковпака - труд литературного негра - военкора Герасимова. Сам генерал-майор Ковпак был вовсе неграмотным. А мемуары - высосанная из пальца Сталинская пропаганда.
За одним столом со знаменитым ужасом для фашистов, мы, конечно, не сидели, но байки "историков" из "Дилетанта" особой веры не вызывают. Ковпак до войны - председатель колхоза, вопросов решать нужно много, какая уж тут неграмотность.
Да и во время Войны под рукой Ковпака проворачивались масштабные боевые операции. Тысячи бойцов, снабжение, карты и приказы. Неграмотный, говорите?
А так, байка смешная, чего уж там. Мол, приходит Герасимов к генералу в землянку. А тот весь в картах, военный совет идёт. А военкору позарез нужен автограф "автора" на свеженьких мемуарах, а то в типографию не возьмут.
Понятное дело, мемуары, по версии разных "дилетантов", никакого отношения к воспоминаниям партизана не имеют. И вот, наконец, партизан высокомерно чертит на полях полуграмотный автограф "Чотал!".
Ох, как любил потом рассказывать эту историю Твардовский. После смерти Сталина, разумеется.
Когда этот замечательный поэт и литературный отец "Василия Тёркина" вдруг в одночасье превратился в главного антисталиниста. Байки про неграмотного командира партизан пришлись как нельзя кстати.
Рассказывать можно что угодно, но что-то подсказывает мне - вовсе не был умнейший и самый успешный партизанский генерал таким уж идиотом. Почитаем, что пишет сам Ковпак.
Ковпак о Верховном Главнокомандующем
Свои генеральские погоны Ковпак получил за большие победы партизан в глубоких рейдах через Днепр в августе 1942 года. Эти бои очень здорово помогли намечающемуся движению нашей армии на Запад.
Причем, как пишет Ковпак, при наличии больших сил и средств идеи перенести боевые действия на другой берег Днепра у партизан не возникло. Подвигнул их к этому лично товарищ Сталин.
В июле 1942 года ряд главных командиров партизан специально выделенными самолётами, с большим риском привезли на совещание в Ставку. Но разговор о деле, несмотря на крайнюю загруженность вождя военными вопросами, пошёл не сразу.
Партизаны - не кадровые военные, к общению с начальством, тем более такого уровня не привычные. Слегка робели. Сталин сначала поговорил с каждым, расспросил о семьях, о жизни и только после перешел к главному.
Ковпак вспоминает, что не мог понять куда клонит вождь. Вроде и задает вопросы, но не то, чтобы слушает ответы. Как будто ответы Сталину и так известны замечательно.
Расспрашивал про тактику рейдов в Сумской области, как добиваются успеха, как получается так хорошо бить фашистов. А потом партизана осенило - Сталин очень умело подталкивал партизанских командиров к правильным выводам.
Рейды в тыл фашистам - хорошо, но нужно усиливать эту работу, ставить более масштабные цели. Выходить на правобережье Днепра, устраивать врагам весёлую жизнь!
Ясно, что вождь мог просто отдать приказ - форсируйте Днепр и вперёд. Но люди должны понимать на что идут, зачем, как это увязано с общей военной ситуацией. Только тогда и результат будет "не по глобусу", а боевой, победный.
Не скромничайте, товарищ Ковпак
На том же совещании Сталин предложил командирам подготовить расчеты - сколько потребуется вооружения, боеприпасов, амуниции для проведения таких рейдов. Верховный обещал помочь всем необходимым.
Ковпак свои расчеты подбил и почесал в затылке. Уж больно много всего требуется для глубокого рейда. А прямого снабжения за линию фронта ведь нет.
Ни поездом, ни машиной партизанам припасы не доставить. Придется везти авиацией, через линию германской ПВО, под обстрелами. Много ли забросишь таким манером.
В итоге Сталину партизан направил заявку сильно сокращенную, только самое жизненно необходимое в рейде. Уж как-нибудь на месте выкрутимся.
Как поступил бы "полководец по глобусу"? Да подписал без разговоров. Кому, как не партизану, яснее сколько и чего надо для большого рейда? Но нет.
Сталин заявку Ковпаку вернул:
- Не скромничайте, товарищ Ковпак. Этого Вашим бойцам недостаточно. Подумайте над снабжением еще!
Пришлось Ковпаку писать реальные потребности. И еще одна любопытная деталь.
Для рейда по заболоченным низинам за Днепром очень пригодились бы хорошие сапоги. Но по военному времени вещь дефицитная, как просить две тысячи пар в такое время?
Потому в заявку включил более дешевые солдатские башмаки с обмотками. На очередном совещании Сталин, просматривая заявку, вычеркнул и ботинки. Ковпак пишет, что тут он совсем расстроился, какие уж тут сапоги, когда даже ботинок столько не сыскать.
Каково же было удивление партизана, когда Сталин тут же своей рукой вписал "сапоги". Не понимал, говорят, Верховный солдатские нужды, страшно далек был от военных действий, так? Или нет?
Такие вот воспоминания легендарного партизанского "деда". Верить ему или нынешним "историкам" от либералов - личное дело каждого.
Только нужно помнить, крестьянский генерал Ковпак ту войну выиграл. И никогда у него не повернулся язык брякнуть, что было это "вопреки Сталину". Неграмотный, наверное, был, в отличие от Твардовского, что с него возьмешь?