Найти тему
клиника неврозов

Нам не нужен Штирлиц с накрашенными губами

Лет десять назад, в канун Дня Победы, появилось сообщение, что одна общественная организация Ленинградской области собирается судиться с телеканалом «Россия», который решил показать цветной вариант культового фильма «Семнадцать мгновений весны».

Кадр из обновленной версии фильма
Кадр из обновленной версии фильма

В заявлении по этому поводу было сказано: «Мы призываем всех патриотов, всех людей русской и многонациональной советской культуры сказать громкое «нет!» издевательству над Исаевым-Штирлицем, над любимым фильмом, над выхолащиванием идейно-политического смысла киноленты путем раскрашивания».

Тогда я напечатал в одной газете заметку, где немножко позубоскалил над этой затеей. Мне написали: «Нам не нужен Штирлиц с накрашенными губами. А вам?». Кстати, по поводу самого раскрашивания картины тоже хорошо пошутили – и в интернете тоже. Мастера фотошопа показали блондина Гитлера (очень смешно), Холтопа с нарукавной повязкой в цветах ЛГБТ (не очень смешно) и Штирлица с накрашенными губами (совсем не смешно).

Возраст даёт право не только на склероз, но и на воспоминания. Я-то помню, как по выходу «Семнадцати мгновений» некоторые московские партийные чиновники и их подручные критики всполошились. Фильм, мол, с душком, идеализирует фашистов – вон они какие у Лиозновой все умные да воспитанные! Зачем мы тогда с Гитлером воевали? И вообще: кто такая Лиознова? Подумаешь, режиссёр фильмов «про любовь»!

Рыли критики землю шиповками в ожидании стартового выстрела со страниц «Правды» или «Литгазеты», но не дождались. Во-первых, фильм консультировали не самые последние люди из КГБ, а их консультировал Андропов, не самый последний человек в партии. Во-вторых, Брежневу так понравилось кино про подвиги Штирлица, что он собирался присвоить тов. Исаеву звание Героя Советского Союза, искренне полагая, что он и есть реальный прототип разведчика. Такие весомые обстоятельства не позволили начать идеологическую порку авторов фильма на наших авгиевых конюшнях.

А ожидания такой порки, и небезосновательные, существовали. Свежа в памяти была разгромная статья в «Правде» о военной прозе Василя Быкова. Кроме того, писателя отдельно приложили за повесть «Круглянский мост», напечатанную в «Новом мире». В журнале «Огонёк» (№ 40, 1969) появилось два обращения партизан, одно из которых подписал дважды Герой Советского Союза, бывший командир партизанского соединения. Писателя обвиняли в очернении партизанского движения, в том, что его творчество способно «нанести непоправимый вред нашей молодёжи и делу воспитания её».

Партия руками верно мыслящих критиков по-матерински справедливо порола не только Василя Быкова. Но всё же выбирала она почему-то самых ярких и талантливых. Хорошо жили: творчески решая проблемы земли и неба, недорастраченную трудовую энергию вместе с недоудовлетворенным либидо направляли на улучшение литературы, кино и прочего искусства. Интересно, что двадцать лет спустя, в 1989 году, на «Беларусьфильме» сняли ленту по многострадальной повести Василя Быкова, но премьера её и дальнейший прокат прошли незамеченными – наступало другое время и начиналась другая головная боль.

Идеология из искусства ушла, а привычка соваться со своим непогрешимым мнением в околокультурные разборки осталась. Примеров тому достаточно. Раньше разносы благословляли, понятно, не марсиане, а люди, чей административный ресурс распространялся гораздо шире Белорусской ССР или той же Ленинградской области. Ареал их последователей, к счастью, сегодня резко сократился, но амбиции, как видим, остались прежними – жечь сердца глаголом «от имени и по поручению». Нет-нет, да и вспыхивает потасовка на страницах СМИ и в дебрях Интернета, где каждая из потасующихся сторон считает себя вправе вещать если не от лица всего прогрессивного человечества, то от его значительной части. Причём о концептуальных нестыковках в новом романе говорят инженеры, а про свободу нравственного выбора в кинофильме рассуждают работники ИТУ. Конечно, у нас свободная страна, каждый может судиться, с кем заблагорассудится. Вот я и говорю: вашу бы энергию, дорогие товарищи, да в целях укрепления народного хозяйства и помощи слабовидящим.

Теперь мои запоздалые оценки о раскраске фильма «Семнадцать мгновений весны». На мой непросвещенный взгляд она выполнена в полном соответствии с колористическими возможностями именно того времени, когда лента создавалась. Так выглядели бы «Семнадцать мгновений весны», если бы их снимали на дефицитной тогда немецкой пленке «Агфа-колор». Сегодня в Интернете размещён и цветной вариант истории Штирлица, и чёрно-белый. Полагаю, нынешние молодые люди воспринимают оба варианта как канонические.

Впрочем, не только молодым зрителям нет дела до перипетий появления цветной версии. И пожилые зрители, свидетели телепремьеры 1973 года, тоже не задумываются над историей рождения и обновления ленты. Им достаточно того, что есть хороший фильм, который сделали талантливый режиссёр и замечательные актёры. И что его можно с удовольствием пересмотреть... То есть время, как свежий и сильный ветер, сметает шелуху с предметов и явлений, оставляя их суть – только суть. Главный вывод: внешнее воздействие не влияет на внутреннюю сущность. На эту тему, конечно, можно спорить. Но как явствует из опыта, такие споры ничего не дают, кроме хрипоты и покраснения лица.

Вячеслав Сухнев

Картинка:

http://polzam.ru/index.php/istorii/item/820-17-lyubopytnykh-istorij-o-filme-semnadtsat-mgnovenij-vesny