Есть такое не совсем академическое понятие, как «заявка». Условно говоря, это аннотация и первая четверть, а то и треть произведения. Если фильм или книга нам не нравится, скорее всего, мы поймём это ещё по заявке, и никакой неожиданный поворот сюжета ситуацию не исправит.
Но порой случается казус. Иногда, режиссеры, сценаристы и даже писатели делают настолько абсурдный финт ушами, что произведение теряет изначальный посыл и превращается в самое настоящее посмешище. Именно это произошло с "Аутопсией Джейн Доу", фильмом, который отечественные локализаторы, в очередной раз заспойлерив весь сюжет, обозвали "Демоном внутри".
Представьте себе такую ситуацию.
Мы смотрим фильм о сильной женщине, которую третировал и всячески унижал муж-супостат, но она решила бороться с мерзавцем, долго тренировалась, просчитывала ход возможной битвы, в общем готовилась дать отпор. Знакомый сюжет, не правда ли?
И вот, сцена финального сражения, женщина наносит удар бейсбольной битой по черепушке подонка, а голова отваливается и в ней обнаруживается маленькое лицо инопланетянина, который готовился к завоеванию планеты прямо из спальни нашей героини. Каково?
Так драматическая история превращается в абсурдную комедию.
"Аутопсия Джейн Доу" – тот самый случай, когда сюжет фатально не соответствует заявке. И это вызывает дикий припадок ненависти. Действительно, я надеялся на то, что фильм станет маленьким шедевром в наши бедные на шедевры времена. О, как я ошибался.
Когда смотришь первые полчаса картины, складывается ощущение, что перед тобой не столько фильм ужасов, сколько мрачный, пугающий детектив. На стол к патанатомам кладут женское тело с совершенно невозможными внутренними повреждениями при полном отсутствии внешних. С каждым движением скальпеля выясняются все более невероятные подробности этого тела… простите, дела. Герои строят теории, ищут им подтверждение, натыкаются на контраргументы, в общем, действуют, как настоящие детективы. История интригует, тебе уже не терпится услышать разгадку всех этих невероятных тайн. Но прямо посередине этот грёбаный фильм словно превращается в картину, снятую по лекалам "Звонка". А лекала Звонка, как вы понимаете, соотносятся с заявкой примерно как инопланетянин с личной драмой сильной женщины в исполнении Джей Ло.
Поначалу ты прощаешь фильму огрехи – предсказуемые скримеры, совершенно прямолинейные чеховские ружья («мы привязывает к ногам трупов колокольчики на случай, если кто-то оказался в морге по ошибке»), непродуманную биографию персонажей, в общем все эти раздражающие мелочи, потому что завязка почти гениальна, и единственное, чего тебе хочется, это узнать, как же сценарист вывернется из столь безвыходного детективного зачина.
По всей видимости, сценариста этот вопрос мучил в той же мере, что и зрителя, и он решил пойти на настоящее святотатство. Если в рамках заявленной концепции дело не раскрыть, почему бы не сменить жанр, добавить настолько тупое фантастическое допущение, что оно разом объяснило бы все загадки? Вот только объяснение таково, что лучше бы его в принципе не было.
И тут все минусы наконец складываются и никакого плюса, конечно, не получается. Фильм тонет в идиотизме. К сонму мертворожденных идей присоединяются отсутствие логики у зла (в отличие от японского прародителя - Звонка), несоответствия, которые являются не то фишкой, не то огрехами, уже пофиг, и как вишенка на торте – абсолютно слитый финал.
Обидно. Заявка была великолепной, но уже с середины фильм пускается во все тяжкие и хоронит сам себя под грудой противоречий и просто откровенной глупости.