По итогам первых в истории Армении внеочередных выборов в Национальное собрание народ будет представлен в парламенте тремя политическими силами.
Согласно положениям Избирательного кодекса, предусматривающим проходной балл для партий в 5% и для блоков в 7%, в парламент нового созыва прошли набравший 70,45%, или 884,4 тысячи голосов избирателей, блок Никола Пашиняна «Мой шаг», партия Гагика Царукяна «Процветающая Армения» – 8,37%, или 103,8 тысячи голосов, и партия Эдмона Марукяна «Просвещенная Армения» – 6,37%, или чуть более 80 тысяч голосов. Основной оппонент партии Пашиняна – бывшая правящая Республиканская партия Армении впервые не прошла в парламент, набрав 4,7%, или чуть более 59 тысяч голосов. Голоса избирателей между остальными участниками выборов распределились следующим образом: АРФ «Дашнакцутюн» – 3,89% (48.811), Всеармянская партия «Сасна црер» – 1,82% (22.862), партия «Оринац Еркир» – 0,99% (12.389), блок партий «Мы» – 2% (25.174), партия «Христианско-народное возрождение» – 0,51% (6456), партия «Национальный прогресс» – 0,33% (4122), социал-демократическая партия «Решение гражданина» – 0,68%, или 8530 голосов избирателей. Окончательные итоги выборов будут подведены через неделю.
По словам главы ЦИК Тиграна Мукучяна, в Центризбирком Армении каких-либо письменных жалоб в ходе голосования на досрочных выборах в Национальное собрание не поступило. Поступали отдельные сигналы, сведения, по которым были незамедлительно приняты меры для недопущения нарушений. Исходя из этого, Мукучян оценил внеочередные парламентские выборы как свободные, прозрачные и справедливые. За выборами наблюдали более 200 международных наблюдателей, и все они по итогам своих наблюдений вынесли положительное заключение. «В Армении до сих пор не было таких выборов, как 9 декабря, были соблюдены все основополагающие права и свободы человека, предоставлены равные условия на ТВ. Не было преследования в отношении кандидатов в депутаты и избирателей. Я могу с уверенностью сказать, что большинство избирателей поддержали власть, и такое доверие обязывает», – заявила журналистам руководитель наблюдательской миссии Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ/ОБСЕ) Урсула Гацек. В свою очередь депутат Европарламента, глава наблюдательской миссии в Армении СЕ Хейди Хаутала охарактеризовала выборы как проведенные на очень высоком уровне.
«В отчете о предыдущих выборах в Армении мы говорили о давлениях на избирателя и раздаче денег. Но вчера всего этого не было», – заявила она. Практически с аналогичными оценками выступили местные наблюдатели. В работе наблюдательской миссии «Аканатес» на трехстах избирательных участках работали 581 наблюдатель. По итогам их работы – результатам мониторинга «Независимый наблюдатель» директор антикоррупционного центра Transparency International Сона Айвазян охарактеризовала выборы в Армении как свободные, конкурентные и созвучные с демократическими нормами. Примечательно, что итоги выборов, в некоторых случаях с оговорками, признали все участвовавшие в них политические силы, включая РПА.
Таким образом, блок «Мой шаг» получил абсолютное большинство в парламенте и право назначить премьера – вне всяких сомнений, Никола Пашиняна. Голосование 9 декабря превратило Пашиняна из «уличного», революционного лидера в премьер-министра, наделенного легитимностью, сравнимой разве что с легитимностью Левона Тер-Петросяна 1991 года. Таким образом, команда Пашиняна окончательно утвердилась во власти на основе прочного запаса популярности, легитимности и соответственно доверия. Сам Пашинян поблагодарил своих избирателей в свойственной ему манере на своей странице в социальной сети Facebook. «Могучий, могучий, великий народ! Я люблю вас всех, я горжусь вами, я преклоняюсь перед вами», – написал он. Однако, эпитеты эпитетами, но сегодня, после окончательной победы над политическими оппонентами, Пашиняну и его сторонникам предстоит не менее трудная задача – удержаться от соблазна пойти по их пути. Армянское общество уже вкусило вкус победы над неугодным, нелегитимным, коррумпированным и, самое главное, зарвавшимся и утерявшим чувство реальности режимом. Соответственно, партии «Гражданский договор» и лично Пашиняну следует приложить все усилия с целью избежать судьбы предшественников. И самое главное, при этом не утерять то самое осознание реалий, ситуации в стране.
И очень похоже, что в стане победителей, по крайней мере, сегодня все это осознают. «Мы должны помнить, что, поддерживая в дни революции Никола Пашиняна, народ уже тогда ставил перед ним свои требования. И после победы на выборах отмахнуться от этих требований мы просто не можем. Правительство, парламент не смогут отгородиться от людей. Народ этого просто не позволит. И это нужно понимать», – отметил в беседе с НК занимающий 22-ю строчку в списке кандидатов в депутаты блока «Мой шаг» международный эксперт Ованес Игитян. В качестве основного различия между прошедшими 9 декабря и всеми остальными выборами в Армении новоизбранный парламентарий упомянул полную свободу избирателя на пути от квартиры или дома до избирательной урны. Подобный же высокий вотум доверия в подобных условиях, по его убеждению, накладывает соответствующие обязательства на победившую политическую силу – в данном случае на парламентскую фракцию блока «Мой шаг». И учитывая, что подобного доверия народ не оказывал политикам уже давно, соответственно и наказание в случае очередного разочарования общества властью может быть весьма болезненным.
Примечательно, что в своей первой же пресс-конференции после выборов 10 декабря пока еще и.о. премьера Армении Пашинян поспешил заявить, что Армения в НАТО не стремится, однако, поддерживать отношения с альянсом будет. Отметив, что Армения в настоящий момент состоит в Организации Договора о коллективной безопасности, Пашинян в этом контексте напомнил присутствующим, что отношения Армении с НАТО ограничиваются миротворческими миссиями, в том числе в Косово и в Афганистане. Он также озвучил желание продолжить сотрудничество с альянсом исключительно в существующих рамках и границах. Таким образом, Пашинян недвусмысленно дал понять и своим сторонникам, и противникам, что каких-либо изменений во внешнеполитическом курсе Армении ожидать в ближайшее время не стоит.
И вряд ли каких-то шагов и инициатив в направлении изменений во внешней политике стоит ожидать от продемонстрировавшей второй результат партии «Процветающая Армения». Данная партия, лидером которой является богатейший, по некоторым данным, человек Армении Гагик Царукян, никогда не была партией в классическом смысле данного понятия. Партия, да и сам Царукян всегда были придатком, ситуативно реагирующим на изменения политического ландшафта. Сначала своего фактического основателя Роберта Кочаряна, а потом придатком РПА и ее лидера Сержа Саргсяна. Именно Саргсян сначала в феврале 2015-го попросил, причем довольно жестко, зарвавшегося Царукяна из политики, а затем вернул, поскольку ПА в очередной раз понадобилась РПА в качестве опять-таки придатка по итогам парламентских выборов 2017 года. Таким образом, судя по уже выраженной, причем неоднократно, готовности Царукяна служить «делу революции», ему и его партии будет отведена роль придатка и в новом парламенте. Только на сей раз придатка Никола Пашиняна и его «Гражданского договора». Ну и конечно же время от времени рупоры ПА в парламенте будут выступать с декларативно-осуждающими заявлениями тех или иных аспектов политики Пашиняна и его партии. Это также входило и входит в функции придатка.
Третья парламентская партия – «Просвещенная Армения» является одной из армянских партий т.н. новой формации. Ее лидер Эдмон Марукян, судя по всему, все еще остается соратником Пашиняна, учитывая, что они вместе создавали предвыборный блок «Елк». Соратником ситуативным, но, учитывая представленность партии Пашиняна в новом парламенте, безальтернативным. Марукян и его партия считаются либералами прозападной ориентации. И, судя по всему, именно им будет отведена роль рупора озвучивания настроений прозападно настроенной части армянского общества. Учитывая малочисленность фракции этой партии, иной роли в новом парламенте ей отведено быть не может.
Из всех остальных политических сил, участвующих в выборах 9 декабря, представляется возможным отметить две партии: РПА и «Сасна црер». Несмотря на неистовую пропаганду в предвыборный период, республиканцы собственноручно поставили крест на собственных парламентских перспективах. Именно республиканцы провалили в октябре принятие разработанных по инициативе команды Пашиняна поправок в Избирательный кодекс. В числе прочих изменений поправки предусматривали понижение проходного порога на выборах в парламент для партий с пяти до четырех, а для блоков – с семи до пяти процентов. В результате Республиканская партия Армении напоролась на то, за что боролась, с 4,5 процентами обретя статус внепарламентской оппозиции. Партия же «Сасна црер» слишком уж поспешно напугала избирателей обещаниями вернуть Нахиджеван и обещаниями выхода на слияние рек Кур и Аракс. Достаточно скромные результаты партии наглядно подтвердили степень интереса и понимания армянским обществом сути и перспектив подобных проектов.
Согласно предварительным итогам голосования со всех 2010 участков, опубликованным Центральной избирательной комиссией РА, нынешние выборы характеризовались низкой явкой избирателей: общее число включенных в регистр избирателей составляет 2.592.481 человек, на выборах проголосовали 1.260.840 избирателей, или 48,63% от общего электората. В то время как на предыдущих парламентских выборах в 2017 году на участки пришли более 60% избирателей. Многие, особенно международные наблюдатели, поспешили охарактеризовать подобную явку как низкую и потому представляющую для победителей серьезную проблему. Однако, в реальности столь низкая явка – своеобразное «наследство», доставшееся новым властям от предшественников. В Армении сегодня, да и несколько лет назад просто нет и не было двух с половиной миллионов избирателей. Да, эти люди есть в списках, у них есть гражданство, армянские паспорта, но живут они в Москве, Глендейле, Монреале, где угодно, но только не в Армении. Но все эти люди, сами того не ведая, исправно голосовали за Республиканскую партию на всех прошлых выборах. Однако, в новой Армении новой правящей партии «мертвые души» просто не понадобились. Как не понадобились «Газели», завозившие на выборы целые коллективы, кондоминиумы, роты и другие всевозможные сообщества потенциальных избирателей, не желающих или просто ленящихся выполнять свой гражданский долг. Результат налицо, и главное, что он отражает реалии. Еще одна, последняя реалия – выборы в Армении, наконец, можно считать состоявшимися без каких-либо оговорок. А Никол Пашинян окончательно и безоговорочно получил от народа легитимный мандат на управление Арменией. Куда и как он поведет страну, станет ясно в ближайшие годы.
Давид Степанян, Ереван