Найти в Дзене
Фэшн из май профэшн

Почему мы креативны? Проект длиной в жизнь

Эта статья немного необычная, потому что в ней не будет биографий дизайнеров или фотографов. Но я веду свой канал, чтобы попытаться понять, что движет людьми, когда они бросают все и уходят в искусство? Почему они ставят на карту все, ради того, чтобы заниматься любимым делом? Как выяснилось, этот вопрос задаю не я одна.

На днях в прокат вышел фильм немецкого режиссера Германа Васке под названием «Почему мы креативны?» мимо которого я естественно пройти не могла. И если вы хоть чуть-чуть интересуетесь модой, искусством или музыкой, я вам очень советую его посмотреть.


Это – проект режиссера, который потратил последние 20 лет на то, чтобы задать самым неординарным умам нашей планеты один и тот же вопрос: Почему вы креативны? Его задачей было понять, чем креативные люди отличаются от обычных, что ими движет, когда они создают свои миры?

Как выяснилось, креативные люди очень плохо поддаются систематизации (кто б мог подумать!). Квентин Тарантино утверждал, что креативность – Божий дар и дается избранным. Далай-Лама заявил, что он – человек, а человек не может не создавать, это заложено в его природе. Бьорк говорила о том, что в ее творчестве креативности ровно столько же, сколько в деле ее семьи (ее родные делают камины и чинят проводку). Дэвид Боуи говорил о том, что вдохновляется жизнью, которая крутится вокруг него, что жизнь намного интереснее и много граннее, чем мы ее себе обычно представляем. Она не поддается законам логики. Дэмиен Хирст просто нарисовал что-то неприличное. Дэвид Линч говорил про холодильник и Уганду.

https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjJnIPriL3fAhXChiwKHWiKBBwQjRx6BAgBEAU&url=https%3A%2F%2Fwww.kino-teatr.ru%2Fdoc%2Fmovie%2Feuro%2F132094%2Ffoto%2F820192%2F&psig=AOvVaw19JaGlDvIDEqsyE85bsE7Y&ust=1545898593441611
https://www.google.ru/url?sa=i&rct=j&q=&esrc=s&source=images&cd=&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwjJnIPriL3fAhXChiwKHWiKBBwQjRx6BAgBEAU&url=https%3A%2F%2Fwww.kino-teatr.ru%2Fdoc%2Fmovie%2Feuro%2F132094%2Ffoto%2F820192%2F&psig=AOvVaw19JaGlDvIDEqsyE85bsE7Y&ust=1545898593441611

Сказать, что в этом фильме собрали много знаменитостей - ничего не сказать. Здесь самые дорогие художники мира - Джефф Кунс и Дэмиен Хирст.

http://www.icon-icon.com/sites/default/files/field/image/ballooon_0.jpg
http://www.icon-icon.com/sites/default/files/field/image/ballooon_0.jpg

Собака Джеффа Кунса оценена в $58.4 миллиона долларов. Выставлена в Музее Метрополитана в Нью-Йорке.

http://www.damienhirst.com/images/hirstimage/DHS5796_771_0.jpg
http://www.damienhirst.com/images/hirstimage/DHS5796_771_0.jpg

Работа Дэмиэна Хирста - "For the Love of God" - что можно перевести и как "С любовью к Богу" и как "Ради всего святого" - человеческий череп, инкрустированный 8601 бриллиантом. Сама работа стоила 14 миллионов фунтов. Продана за 50. Понимаете, почему к этим художникам стоит прислушаться?

Помимо "обычных" художников (если конечно их можно так назвать), автор обратился к художникам-акционистам. Тем, кто в качестве арт-объектов использует собственное тело или пространство вокруг. Например, он взял интервью у "бабушки" перформанса - Марины Абрамович, сербской художницы, наверно самой известной акционистки в XX веке. Ее самый известный перформанс - "Ритм 0", когда она исследовала отношения между художником и аудиторией. Она положила на стол перед собой несколько предметов. Те, что могут дарить удовольствие: перо, розу, шоколад, краски, маркеры.... а также те, что могут принести боль - нож, ножницы, иглы и пистолет с одной пулей. Она встала и позволила зрителям делать с ней абсолютно все что угодно. Такого больше не повторял никто.

https://chtdfm-a.akamaihd.net/iblock/44e/44ed3e251d0049cc0b4d2516cf7c1823/891a5d21cd557f0f65567113508e98ca.jpg
https://chtdfm-a.akamaihd.net/iblock/44e/44ed3e251d0049cc0b4d2516cf7c1823/891a5d21cd557f0f65567113508e98ca.jpg

Или например акционист, китайский диссидент Ай Вэй Вэй. Художник настолько значимый и опасный, что на его жизнь покушались несколько раз. Его перформансы невероятны по масштабу и социальной значимости. Например, в 2010 году он открыл свою выставку в музее Tate: Семена подсолнечника. Она состояла из одного миллиона семян, которые вы не отличите от настоящих. Но они сделаны из фарфора. И каждое раскрашено вручную китайскими рабочими. По ним посетители могли спокойно ходить ногами или даже валяться в ней. Смысл выставки - обесценивание западным обществом труда китайских рабочих. вы только вдумайтесь: миллион семян!

Ай ВэйВэй был глубоко потрясен землетрясениями, которые произошли в Китае в 2008 году и унесли жизни тысяч и тысяч детей. его поразило отношение властей к погибшим: их имена не назывались, цифры менялись день ото дня. Он запустил свое расследование и нашел имена более чем 5200 погибших детей, но н был уверен, что их было намного больше, пропавших без вести. В знак скорби и памяти он выложил из 9000 школьных рюкзаковфразу матери пропавшего ребенка: "Все что я хочу - чтобы мир пмнил, что она счастливо прожила 7 лет". Эта акция принесла ему мировую славу и большие проблемы с правительством.

https://secure.i.telegraph.co.uk/multimedia/archive/02233/wai-4_2233068b.jpg
https://secure.i.telegraph.co.uk/multimedia/archive/02233/wai-4_2233068b.jpg

Это только пара примеров художников из фильма васке. Их сотни. Информации для изучения в этом фильме хватит лет на пять.

Нашел ли Васке ответ на свой вопрос, почему эти люди креативны? И да, и нет. Он выяснил, что разными художниками движут разные стимулы. Но они создают искусство, потому что не могут иначе. Поэты пишут стихи на клочках бумаги (или на собственной ноге, задрав штанину в такси), музыканты перебирают ноты, художники выплескивают краски на холст, ученые ищут смысл жизни в трехэтажных формулах.

После фильма у меня остался только один вопрос: чем креативные люди отличаются от "обычных"? Можно ли нас так делить? В детстве мы все художники, что происходит потом? Что думаете вы? Буду рада вас услышать в комментариях.

А на следующей неделе мы вернемся к моему любимому искусству - тому, которое можно (и нужно!) носить.