Эта статья немного необычная, потому что в ней не будет биографий дизайнеров или фотографов. Но я веду свой канал, чтобы попытаться понять, что движет людьми, когда они бросают все и уходят в искусство? Почему они ставят на карту все, ради того, чтобы заниматься любимым делом? Как выяснилось, этот вопрос задаю не я одна.
На днях в прокат вышел фильм немецкого режиссера Германа Васке под названием «Почему мы креативны?» мимо которого я естественно пройти не могла. И если вы хоть чуть-чуть интересуетесь модой, искусством или музыкой, я вам очень советую его посмотреть.
Это – проект режиссера, который потратил последние 20 лет на то, чтобы задать самым неординарным умам нашей планеты один и тот же вопрос: Почему вы креативны? Его задачей было понять, чем креативные люди отличаются от обычных, что ими движет, когда они создают свои миры?
Как выяснилось, креативные люди очень плохо поддаются систематизации (кто б мог подумать!). Квентин Тарантино утверждал, что креативность – Божий дар и дается избранным. Далай-Лама заявил, что он – человек, а человек не может не создавать, это заложено в его природе. Бьорк говорила о том, что в ее творчестве креативности ровно столько же, сколько в деле ее семьи (ее родные делают камины и чинят проводку). Дэвид Боуи говорил о том, что вдохновляется жизнью, которая крутится вокруг него, что жизнь намного интереснее и много граннее, чем мы ее себе обычно представляем. Она не поддается законам логики. Дэмиен Хирст просто нарисовал что-то неприличное. Дэвид Линч говорил про холодильник и Уганду.
Сказать, что в этом фильме собрали много знаменитостей - ничего не сказать. Здесь самые дорогие художники мира - Джефф Кунс и Дэмиен Хирст.
Собака Джеффа Кунса оценена в $58.4 миллиона долларов. Выставлена в Музее Метрополитана в Нью-Йорке.
Работа Дэмиэна Хирста - "For the Love of God" - что можно перевести и как "С любовью к Богу" и как "Ради всего святого" - человеческий череп, инкрустированный 8601 бриллиантом. Сама работа стоила 14 миллионов фунтов. Продана за 50. Понимаете, почему к этим художникам стоит прислушаться?
Помимо "обычных" художников (если конечно их можно так назвать), автор обратился к художникам-акционистам. Тем, кто в качестве арт-объектов использует собственное тело или пространство вокруг. Например, он взял интервью у "бабушки" перформанса - Марины Абрамович, сербской художницы, наверно самой известной акционистки в XX веке. Ее самый известный перформанс - "Ритм 0", когда она исследовала отношения между художником и аудиторией. Она положила на стол перед собой несколько предметов. Те, что могут дарить удовольствие: перо, розу, шоколад, краски, маркеры.... а также те, что могут принести боль - нож, ножницы, иглы и пистолет с одной пулей. Она встала и позволила зрителям делать с ней абсолютно все что угодно. Такого больше не повторял никто.
Или например акционист, китайский диссидент Ай Вэй Вэй. Художник настолько значимый и опасный, что на его жизнь покушались несколько раз. Его перформансы невероятны по масштабу и социальной значимости. Например, в 2010 году он открыл свою выставку в музее Tate: Семена подсолнечника. Она состояла из одного миллиона семян, которые вы не отличите от настоящих. Но они сделаны из фарфора. И каждое раскрашено вручную китайскими рабочими. По ним посетители могли спокойно ходить ногами или даже валяться в ней. Смысл выставки - обесценивание западным обществом труда китайских рабочих. вы только вдумайтесь: миллион семян!
Ай ВэйВэй был глубоко потрясен землетрясениями, которые произошли в Китае в 2008 году и унесли жизни тысяч и тысяч детей. его поразило отношение властей к погибшим: их имена не назывались, цифры менялись день ото дня. Он запустил свое расследование и нашел имена более чем 5200 погибших детей, но н был уверен, что их было намного больше, пропавших без вести. В знак скорби и памяти он выложил из 9000 школьных рюкзаковфразу матери пропавшего ребенка: "Все что я хочу - чтобы мир пмнил, что она счастливо прожила 7 лет". Эта акция принесла ему мировую славу и большие проблемы с правительством.
Это только пара примеров художников из фильма васке. Их сотни. Информации для изучения в этом фильме хватит лет на пять.
Нашел ли Васке ответ на свой вопрос, почему эти люди креативны? И да, и нет. Он выяснил, что разными художниками движут разные стимулы. Но они создают искусство, потому что не могут иначе. Поэты пишут стихи на клочках бумаги (или на собственной ноге, задрав штанину в такси), музыканты перебирают ноты, художники выплескивают краски на холст, ученые ищут смысл жизни в трехэтажных формулах.
После фильма у меня остался только один вопрос: чем креативные люди отличаются от "обычных"? Можно ли нас так делить? В детстве мы все художники, что происходит потом? Что думаете вы? Буду рада вас услышать в комментариях.
А на следующей неделе мы вернемся к моему любимому искусству - тому, которое можно (и нужно!) носить.