Насмотрелся я на стандартный новогодний ритуал :) Давно хотел необычный новый год, без оливье и речи президента. Решили мы встретить его за пределами родины.
В связи с тем, что мы с женой увлеклись горнолыжным спортом, очень хотелось выехать покатать в горы. Тем более, весь горнолыжный инвентарь был свой. Изучив цены на проживание и ски-пасс, я понял, что нужно опять ехать в Грузию :) Расстояние небольшое, дорога знакомая и цена поездки — демократичная. Для экзотики, ехать нужно именно, чтобы там встретить новый год.
31 декабря, когда люди уже строгали салаты на новогодний стол, мы были добрались до КПП Верхний Ларс. Особо не гнали, наслаждались дорогой. Народу — никого ;) Проехали быстро. Это и есть первая хитрость. Если собрались в Грузию на НГ, то переходите границу 31 декабря, во второй половине дня. В противном случае, можете простоять на границе около суток.
Когда прошли границу, проехав нейтральную территорию и выехав из тоннеля на территорию Грузии, то увидели настоящую зиму.
Незадолго до нашего приезда был сильный снегопад, выпало около 1 м снежного покрова. Ехали по ледяному серпантину неспешно. Расстояние от границы России до Казбеги всего около 15 км. В итоге попали в пробку из-за буксующуей фуры. В Казбеги приехали за час до наступления нового года.
Где жить?
Расскажу про то, где можно жить, чтобы кататься в Гудаури.
У вас есть 3 варианта:
1. Жить в самом Гудаури. Это удобно, особенно если живете прямо на горе. Но и минусов много. Даже бронируя жилье за 2,5 месяца до поездки, я не нашел оптимальных вариантов по соотношению цена\качество. Жить в "высокий" сезон в Гудаури — дорого. Еще один минус — периодический сход лавин и закрытие крестового перевала в обе стороны. Если вы приехали из Тбилиси (с аэропорта), то в сторону Тбилиси перевал чистят намного быстрее, а если приехали на машине со стороны Казбеги, то застрять можно надолго. В общем, нужно иметь приличный запас по времени, не менее недели.
2. Жить в населенных пунктах ниже Гудари, в сторону Тбилиси. Это дешевле, перевал чистят быстро. Но выбор не очень большой. Хороший вариант для тех, кто хочет сэкономить и прилетел на самолете, через аэропорт Тбилиси.
3. Жить до перевала, ближе к границе с Россией (Казбеги и другие населенные пункты).
Цены на съем жилья — на любой вкус и кошелек от шикарных отелей до очень недорогих гостевых домов. Кроме того, если перевал закроют, то нет риска быть отрезанными от родины. В случае снегопада, через КПП выпускают в Россию. Основной минус то, что каждый день нужно ехать в Гудаури и обратно.
Выбор за вами, что вам удобнее. Ну а мы держали свой путь в Казбеги, потому что я выбрал вариант номер 3. По ценам могу сказать, что одного члена нашей команды мы поселили в гостевой дом с приличным ремонтом со стоимостью 3800 рублей за неделю! Мы с женой решили сильно не экономить, поселились в замечательном мини-отеле Tower. Стоил наш номер 13 000 рублей на двоих за неделю с включенным
завтраком.
В общем, все благополучно заселились и решили отмечать Новый год в нашем отеле. Новогодняя ночь стоила нам 50 лари (~1200 руб.) с человека! Стол ломился от разнообразных блюд и вина, праздновали практически до утра. Что интересно, новогоднюю речь президента по телевизору под бой курантов грузины не смотрят.
День 1. Сильный снегопад.
Проснувшись утром, я увидел в окно, что идет снег. Пока завтракали, нам сказали, что перевал закрыли, а чуть позже закрыли и границу с Россией. Честно сказать, я нисколько не расстроился. Просто, не торопясь, допивал кофе и наслаждался красивым видом на горы…В этот день мы решили прокатиться до перевала и поглазеть, что там происходит.
К своему стыду, ни разу не был зимой в горах…Впечатлений масса, виды, сами понимаете. Еще и погода меняется очень стремительно.
Приехав на место, мы обнаружили огромное количество скопившихся фур перед крестовым перевалом. Жалко мужиков, застряли они тут минимум на полнедели. Видели пару машин, которые ехали с перевала, после них перекрыли дорогу трактором. Мы немного постояли, пообщались с людьми, сфотографировались и поехали обратно в Казбеги.
На заметку автолюбителям (цепи на колеса)
Меня перед поездкой очень интересовал этот вопрос…
Если у вас полноприводный автомобиль, то цепи/браслеты вам не нужны. Но можно и взять их с собой, если они уже есть. Непонятно, как вы будете доказывать полиции, что автомобиль 4х4, если у вас седан\хетч на полном приводе без опозновательных знаков. Субаристы, делитесь опытом!
Легковушки без цепей в сложных погодных условиях могут не пропустить. Будьте готовы. Купите цепи на ведущие колеса заранее, иначе придется покупать их перед перевалом за 7-8 тыс. руб. К нам подходили люди и предлагали. В Казбеги цепи стоят дешевле, около 5 тыс рублей.
Вот, что еще отметил: много, кто был на летней резине. Перед перевалом останавливались и одевали цепи на колеса.
День 2. Подъем к Троицкой церкви
Снег шел второй день, не переставая. Стало понятно, что перевал не откроют. Надо было придумать занятие и на этот день. Так как перевал завалило, а ночью сошла лавина, то начались звонки с родины… У нас-то все хорошо, говорили мы родственникам и друзьям, откусывая сочный хачапури :) А кто-то в это время застрял в Гудаури на несколько дней без возможности вернуться и вынужден был ночевать в отелях за 100-300$/сутки, так как дешевых номеров давно нет.
Для начала просто поехали искать интересные места. Попробовали найти какие-то минеральные источники, но так и не нашли. Но это не беда, вот таких видов было достаточно.
Далее меня заинтересовала сторожевая башня. Чтобы подобраться поближе к ней, пришлось попотеть. Выглядит красиво…Но исследовать местность подробнее нам не дали две кавказских овчарки размером с теленка. Хорошо, хоть от машины далеко не ушли… Пришлось спасаться бегством.
Когда планировал поездку в Гудаури, то мечтал доехать до Троицкой церкви. Кто-то из подписчиков сказал, что зимой это нереально. Но, как видите, по фотографии — вот машина, а сверху церковь.
Большую часть пути я все-таки проехал на машине, штурмуя крутые подъемы и пробиваясь через сугробы. В конце концов, доехал до места, где дорогу перегородили множество сваленных деревьев. До самой церкви оставалось около часа идти пешком… А что делать — не возвращаться же? Так как дома идет дождь, тут хотя-бы посмотрим на потрясающий зимний лес.
Поднявшись наверх мы не увидели ничего необычного, стало быстро темнеть. Да и густые облака и сильный снегопад все красоты скрыли от наших глаз. Было пару моментов, когда я поймал частичку горного хребта в кадре.
Для владельцев пузотерок у меня есть хорошая новость — построена новая дорога до Троицкой церкви, минуя Гергети. Попасть на нее можно, свернув с трассы направо, не доезжая поворота к Гергети (до мостика перед Казбеги).
Минус в том, что это место постепенно потеряет свою самобытность… Фишка этого места была именно в том, что не все могли туда попасть.
День 3. Каменные лица долины Сно. Ночное катание в Гудаури.
Этим утром мы ожидали открытия перевала с минуты на минуту. Пора уже было заняться тем, из-за чего приехали. Перевал должны были открыть в обед. Сразу мы не поехали, так как не хотели стоять в пробке. Спокойно пообедали и свернули в сторону деревни Сно, не доезжая перевала. Прокатились до деревни, полюбовались отличными видами и посмотрели каменные лица долины Сно. В поле расположены изваяния, высеченные из камня. Это изображения самых почитаемых писателей Грузии – Важи Пшавели, Ильи Чавчавадзе, Шота Руставели и Александра Казбеги.
Долго задерживаться не стали, нужно было ехать в Гудаури. Пока приехали, нашли, куда идти, то поняли, что до остановки подъемников осталось 40 минут. Остались на ночное катание. Никто толком не могу сказать будет оно или нет. Только потом я прочитал, что ночные катания проходят по субботам с 20:00 до 22:00. Но в этот день оно все-таки состоялось по непонятной причине. Покатались замечательно по свежему вельвету. Довольные и усталые поехали домой.
День 4-5. Гудаури. Горнолыжная тема.
Погода настала просто шикарная. Поэтому выезжали к открытию подъемников в Гудари, чтобы успеть покататься по нераспаханному склону. Мне стало понятно, что совмещать активное катание и фотографию очень сложно. Кинул я фотоаппарат в машину и доставал его нечасто, так как катались мы с утра и до закрытия подъемников. Даже не обедали практически, насколько сильно хотели кататься. Нагрузка на ноги и на организм в целом серьезная…не до глупостей :)
Расскажу про сам горнолыжный курорт… Думаю для тех, кто в теме, будет интересно.
Цены и режим работы
Цены на скипасс одни из самых низких, что я видел. Это даже если сравнивать с нашими горнолыжными курортами, не говоря о заграничных. Скипасс на день в высокий сезон стоит 40 лари (~960 руб.), к слову в низкий сезон это 30 лари (~720 руб.), ну и чем больше дней берете, тем дешевле. Ночное катание стоит всего 10 лари (~240 руб.)! Если берете скипасс на несколько дней, то день активируется у вас при первом проходе с утра через турникет. То есть, не обязательно кататься подряд все дни, опасаясь, что они у вас сгорят. Можно кататься с любыми удобными для вас перерывами.
Тоже самое могу сказать про цены на прокат оборудования — весьма недорого. Стандартный комплект (лыжи/ботинки/палки) вам обойдется в 30 лари (~720 руб.).
Вот тут всегда актуальные цены в нужной вам валюте.
Примерное расписание работы подъемников:
Декабрь/январь/февраль с 10:00 до 17:00.
Март с 9:00 до 16:00.
Весна (конец марта, апрель): будние с 9:00 до 15:00, выходные с 9:00 до 16:00.
Где запарковаться?
Если вы приезжаете в Гудаури покататься, как это делали мы, то самое лучшее место для парковки около подъемника Шино. Это самая первая парковка, которая вам встретится. Найти ее просто: въехали в Гудаури, нужно ехать до отеля, напоминающего пчелиный улей. После него нужно повернуть налево. Если вы доехали до первой шпильки, то вы слишком далеко уехали. Парковка у подъемника Шино хороша тем, что прямо около нее находится кресельный подъемник. Не нужно никуда далеко идти.
Когда лучше приезжать?
Так как мы были в сезон, то увидели, что людей в Гудари скапливается в это время очень много. Приезжать лучше прямо к открытию подъемников, то есть до 10:00. В это время еще много кто спит или не приехал. Если приедете позже, то, либо встрянете в пробке, либо будете долго искать парковку. Особенно критично для легковушек. Я просто раскатывал свободный сугроб :) В Гудаури я первый раз видел, как люди откапывали свои машины после снегопада…От крыши до верха сугроба высота могла достигать 1 метра! Часто выехать они после такой стоянки не могли.
Естественно, после остановки подъемников люди разъезжаются и постоять придется. Такое ощущение, как будто находишься где-то в Москве в вечерний час пик. Либо выезжать немного пораньше.
Состояние трасс
Ратрачат трассы 1 раз в день — ночью. Поэтому по вельвету катаемся с утра. Вот тут можно посмотреть схемы трасс.
Сами трассы рассчитаны на разный уровень катания. Для новичков подойдет самая нижняя зеленая трасса. Но подъемник на нее неторопливый + она самая густонаселенная, ближе к обеду на трассе очень много народу. А дальше, чем выше, тем опытнее должен быть катающийся.
Лично мне все понравилось, а разнообразие трасс такое, что везде не успел прокатиться. Есть повод вернуться :)
Если не можете кататься.
Если вы хотите не просто кататься, а научиться ездить правильно и красиво, то советую взять уроки у квалифицированного инструктора. Иначе, потом будет сложнее переучиваться… У меня так и было, не повторяйте моих ошибок.
Хорошего инструктора искал заранее. Его зовут Руслан Тогузов, он сертифицированный инструктор по горным лыжам и сноуборду. Занятия с ним действительно помогли всей нашей компании. 3-х человек он поставил на лыжи за пару занятий, остальные трое просто прокачивали свой уровень катания. Абсолютно все остались довольны. Поэтому оставлю его контакты, наверняка кому-то пригодится (не реклама).
Руслан Тогузов (WhatApp)
+7 928 497 46 80 (русская симка)
+995 55718 50 52 (грузинская симка)
Рассчитывайте свои силы и катайтесь в экипировке
Нагрузка на организм во время катания серьезная. Особенно для людей, которые далеки от постоянных занятий спортом. Поэтому — не переусердствуйте! Как только вы начали терять контроль, лучше прекратить кататься. При мне спускали с горы девушку с серьезной травмой, двигаться она не могла. Погрузили в карету скорой помощи и увезли. Не экономьте на шлеме! Он может спасти вам здоровье или даже жизнь… Посмотрите видео столкновений людей на скорости в ютубе, чтобы убедится в моих словах.
Где поесть?
Развернуто на этот вопрос я не отвечу. Цены на еду на горе и в целом в Гудаури повыше, чем в Казбеги, и это нормально… Все равно, они не такие большие, да и кушать особо некогда было :) Покупали, в основном, глинтвейн за 5 лари (~120 руб.), хачапури и т.д.
Гудаури поразил нас не только горнолыжными трассами, но еще и красивыми видами на горные хребты. Времени на фотографии почти не было, но немного поснимать удалось :)
Если ехать по Грузии ночью, то практически в каждом поселении можно увидеть большой светящийся крест. Грузины очень трепетно относятся к религии и гордятся тем, что они православные. На фотографии изображена одна из грузинских деревушек недалеко от Казбеги, над которой возвышается символ православия…
P.S.: На этом наше путешествие было закончено, осталось доехать до дома. Пару слов скажу по поводу инцидента с подъемником в Гудаури, который случился в 2018 году. Случай, конечно, нехороший, но на горнолыжных курортах постоянно что-то случается… Механизмы ломаются, человеческий фактор, опять же, никто не отменял. Чтобы убедиться, достаточно посмотреть статистику аварий связанных с подъемниками. Поэтому хорошо, что жертв нет, и все обошлось. Естественно, виноват технический персонал, так как почему-то не сработали ловушки троса в случае обратного хода. Надеюсь, что такого больше не повторится. Будьте осторожны, берегите себя!
Понравилась статья? Тогда подписывайся на мой канал, будет интересно.
Текст и фото: Станислав Zodiak