Спустя почти 3 года региональное правительство вернулось к старой идее под новым предлогом
Новые старые планы
Власти Ульяновской области планируют создать научно-технический центр в области автомобилестроения на территории Ульяновского автомобильного завода, сообщил во вторник, 25 декабря, губернатор Сергей Морозов на заседании Совета ректоров региональных вузов.
«Совсем скоро мы ректоров университетов, руководителей средних профессиональных образовательных учреждений пригласим на презентацию большого проекта, связанного с созданием уникального научно-технического центра в области автомобилестроения, который будет создаваться в Ульяновской области <…> Мы приняли решение приобрести заводоуправление на территории Ульяновского автомобильного завода для создания такого уникального центра, который будет готовить инженеров в области автомобилестроения», — сказал Морозов.
По данным регионального правительства, технопарк позволит сформировать среду для развития высокотехнологичных компаний и инновационных проектов. Там разместятся высокотехнологичные компании, малый и средний инновационный бизнес, базовые кафедры вузов. На начальном этапе будут работать 480 специалистов, к концу 2020 года их число планируется увеличить до 620. Ожидается, что за 10 лет работы объект принесет в региональный бюджет около 300 млн рублей.
Как сообщили ТАСС в корпорации развития Ульяновской области, в 2019 году намерены провести внутренний ремонт корпуса для размещения компаний.
Первоначально о том, что в Ульяновской области появится технопарк в сфере высоких технологий стало известно в ноябре 2018 года. Соответствующий меморандум о намерениях подписали губернатор Сергей Морозов и генеральный директор ПАО «СОЛЛЕРС» Вадим Швецов.
«Это будет кадровая и технологическая база машиностроительной отрасли региона. Мы создаем национальный центр автомобилестроения. Здесь реализуется проект «Исузу» по сборке грузовиков различной тоннажности. Совсем скоро начнется строительство нового завода по проекту «Исузу-Соллерс». Ещё один немаловажный момент – развитие кооперации малого и среднего инновационного бизнеса. Учитывая то, что сюда придут новые резиденты, мы сможем создать новые рабочие места. Поэтому параллельно нам необходимо развивать инфраструктуру всего Засвияжского района, создавать здесь условия для комфортного проживания», – сообщил тогда губернатор Морозов.
Неудачная попытка 2016 года
В январе 2016 года стало известно, что правительство Ульяновской области приняло решение о переезде всех его министерств и ведомств в единое здание — бывшее заводоуправление автозавода, что, по мнению чиновников, сократит расходы на аренду и обслуживание помещений, занимаемых сегодня подразделениями областной власти в разных частях города, а также повысит эффективность работы облправительства за счет сокращения времени и упрощения порядка взаимодействия между подразделениями.
Здание заводоуправления имеет 12 этажей, общая площадь — 21,140 тыс. кв. метров. Желая освободиться от него как от непрофильного актива, УАЗ в июне 2015 года на сайтах бесплатных объявлений размещал сообщения о продаже здания за 400 млн руб. (на Avito — за 300 млн руб.). Эксперты ульяновского «Центра недвижимости» оценивали стоимость здания «как минимум в 700 миллионов рублей».
Однако против этой идеи публично выступил секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов. Он назвал планы ульяновских властей приобрести здание заводоуправления УАЗа за 200-500 миллионов рублей «помощью акционерам Sollers в избавлении от явно неликвидного актива».
«Хочу напомнить, повторить призыв председателя партии, председателя правительства, который прозвучал на нашем съезде: надо забыть о новых офисах», — пояснял свою позицию Неверов.
В ответ ему Александр Якунин, который в то время работал заместителем губернатора Ульяновской области, заявил, что «поддержка автопрома — это часть подготовленного правительством РФ антикризисного плана. УАЗ входит число 5 стратегических предприятий автопрома, которым в обязательном порядке предоставляется и будет предоставляться федеральная и региональная поддержка».
Господин Якунин уточнял, что «вырученные УАЗом от продажи здания средства пойдут на выплаты заработных плат работникам предприятия, поддержку процессов модернизации, а приобретенное здание послужит решению задач эффективного распоряжения государственным имуществом».
В марте 2016 года Александр Чепухин, который тогда занимал пост первого зампреда правительства Ульяновской области, подтверждал изданию «Коммерсанъ», что «правительство области не отказалось от планов по покупке здания». По его словам, «к процедуре оформления сделки пока не приступили, продолжаются обсуждения».
Предполагалось, что условия договора купли-продажи «будут включать пункт об отсрочке платежа на три года, а также непременное условие, что УАЗ потратит деньги, вырученные от продажи здания, на модернизацию, покупку нового производственного оборудования».
Тогда господин Чепухин комментировал финансовый аспект возможной сделки так: «Пока окончательная цена сделки не определена, но предварительно речь идет о сумме в 320 миллионов рублей с отсрочкой платежа на три года. Проводить ремонт здания не планируется, а затраты на переезд будут незначительными, ведомства покроют их из текущего финансирования хозяйственной деятельности».
Александр Чепухин заверял: «Покупка здания заводоуправления — это не помощь акционерам „Соллерса“, а реальная помощь одному из крупнейших налогоплательщиков региона, а также пример эффективной реновации промышленной территории. И нужно понимать, для примера, что на поддержку сельского хозяйства региона мы даем субсидии около 400 млн рублей в год, налогов с тех же крестьян получаем в 10 раз меньше, чем с УАЗа. Неприятно, когда действительно удачное решение, пока не вышедшее за рамки идеи, трактуется политиками как пример неэффективного использования бюджетных средств».
«Это неудобно и дорого, приходится платить коммуналку, содержать свою охрану, завхозов, вести переписку: это все — лишние расходы. Сотрудники министерств тратят время на передвижение до мест, где проводятся совещания. Какой смысл во всем этом, если общение можно выстроить в общей сети, в пределах одного здания», — пояснял господин Чепухин.
После того, как автозавод официально «расстался» со зданием заводоуправления, сотрудников, которые в нем работали, перевели из «высотки» на производство. Освободившиеся площади продавались и сдавались в аренду, часть их выкупила торговая фирма. Здание планировалось превратить в социально-деловой центр, с офисами, кафе и конференц-залом.
Переезд губернатора, его заместителей и аппарата на УАЗ не планировался: они по-прежнему должны были работать в Доме правительства, расположенном в центре Ульяновска.
В 2016 году от идеи покупки здания заводоуправления в итоге отказались. Как теперь стало ясно, к ней вернулись в 2018 году с новым обоснованием.
Сергей Никонов
Фото: РГ / Виктория Чернышева
Ульяновские власти опять хотят купить здание заводоуправления УАЗа