(2018, США)
Говоря по правде, я так и не врубился в то, что вообще интересного было в жизни этой унылой криминальной семейки из Детройта, если ей решили посвятить аж целое двухчасовое кино. Да ещё с самим Мэттью МакКонахи в одной из главных ролей.
Поскольку все ключевые вехи биографии "белого парня" Рика Верше описаны уже в аннотации фильма, думаю, мне нет нужды избегать спойлеров. Но если вы всё же планируете швырнуть на ветер пару часов своего досуга и глянуть это невзрачное кино, то дальше читать, естественно, не следует.
А начинается всё в первой половине 80-х, когда мелкий торговец оружием Верше-старший воспитывает двух детей - сына Рика и дочь-наркоманку Доун, - и везде таскает пацана за собой, отчего тот мало-помалу приобщается к криминалу с 14-летнего возраста. И в итоге приобщился так, что когда однажды к ним в дом нагрянуло ФБР с целью вытрясти из папаши кое-какую информацию, выяснилось, что Верше-младший осведомлен о его клиентах гораздо больше, нежели он сам. После чего фэбээровцы не будь дураками пошуршали под носом у Рика зелеными бумажками и завербовали его в осведомители. Тем более, что он при виде легких денег не особо-то и ерепенился. А когда приступил к работе, то выказал на данном поприще недюжинные таланты, проскальзывая без мыла в такие криминальные тусовки, куда не каждый опытный взрослый информатор пролезет. Более того, Рик не просто ошивался под боком у гангстеров, а потом стучал на них, но и, оставаясь вне подозрений, мало-помалу заработал среди них неплохую репутацию.
Лафа продолжалась пару лет, пока однажды Рик случайно не раскопал ну очень горячую информацию, которая грозила устроить термоядерный коррупционный скандал в высших эшелонах детройтской власти. И тут ФБР устроило своему сопливому осведомителю подлянку. Опасаясь, что шквал арестов сразу выведет мафию на "юного барабанщика" и не желая а) оказаться косвенным виновником расправы над ним и б) оправдываться перед журналистами за то, что Бюро привлекает к этой работе детей, кураторы Рика просто взяли и открестились от него.
"Всё, пацан, свободен, - сказали они ему. - Ты больше нам не нужен, иди, занимайся другими делами. Ну там попробуй, например, в школу поступить. Или устройся на какую-нибудь порядочную работу". "Эй, постойте! А как же мои деньги?" - завопил Рик, привыкший за эти годы к сыпавшимся ему в карман, жирным стукаческим гонорарам. "Денег больше нет, - отрезало ФБР, - но ты как-нибудь держись! Короче, хорошего тебе настроения, здоровья и всего такого."
Вот Рик и стал усиленно держаться. Так, как он сам это понимал. А именно - накупил "кокса" и айда им барыжить на всех углах. Благо, гангстерские "подвязки" всё ещё его выручали и палки в колеса своим новым бизнесом он никому не пихал. Более того, распухающая крутизна сразу поперла из Рика наружу. Поэтому он не стеснялся во всем подражать настоящим большим и толстым гангстерам, тоже покупая себе дорогие прикиды, "тачки" и обвешиваясь золотом, как новогодняя елка мишурой.
Но тут откуда ни возьмись вдруг - опа! - однажды утром на пороге дома Верше снова нарисовалось ФБР. Вот только уже не с пачками долларов, а в виде доблестного спецназа. Который, порывшись у Рика в ящике для носков, надыбал там аж 17 килограммов (в фильме вроде бы меньше, но не суть), нет, не носков, а кокаина. На что потом судья при виде такой улики лишь удивленно присвистнул и без колебаний впаял 18-летнему парню... пожизненное! После чего Рик аж до своего 48-летия (пока всё же не вышел по УДО) рыдал в тюрьме, жалуясь на вероломных федералов за то, что это они, редиски, втянули его, наивного и несмышленого, в этот теневой бизнес. А потом сами же его поматросили и бросили, словно прекраснодушную деревенскую девушку, приехавшую в город на поиски счастливой жизни и изнасилованную в подворотне какими-то подонками.
Бедный, бедный наркобарыга, что тут ещё сказать.
***
В общем, на словах эта история звучит вроде бы интересно, но в формате художественного кино слишком быстро выдыхается. И вторую её половину мы наблюдаем уже за чисто семейными перипетиями в доме Верше, которым нам тут предлагают сочувствовать, да только что-то не получается. Ибо у любого нормального зрителя к этим людям возникнет не больше сострадания, чем к какой-нибудь семейке алкоголиков или наркоманов. Такой, что привыкла обвинять во всех своих бедах кого угодно, но не себя и свою любовь к разгульной жизни. И даже присутствие талантливого МакКонахи не слишком-то украшает это двухчасовое уныние, вместо которого уж лучше пойти и пересмотреть гангстерскую классику от Копполы или Скорцезе, где вы по крайней мере не пожалеете о напрасно потраченном у экрана времени.