Ветковщина — традиционный район восточной Беларуси, в котором распространилось христианство в православной форме. Местные крестьяне освоили заболоченные земли по Сожу и его притокам, внесли свой вклад в развитие материальной и духовной культуры белорусского народа. Брестская церковная уния 1596 года хотя и содействовала проникновению западной культуры в Беларусь, но одновременно ущемляла самостоятельность белорусского общества. На Ветковщине для униатов были отняты православные церкви в Шерстине, Радуге, Новоселках. Деятельное участие ветковских крестьян в борьбе украинского народа под руководством Богдана Хмельницкого против Речи Посполитой в 1648-1654 гг. в значительной степени определялось и религиозным гнетом. Преследование православных продолжалось и в ХVIII веке. В 1738 году у них была отнята церковь в Хальче. Сгоревшие православные церкви запарещалось восстанавливать.
В религиозной жизни Ветковщины конца ХУII века важным событием, оказавшим влияние на её дальнейшее существование, стало появление и заселение её территории старообрядцами. Преследуемые официальной церковью, самодержавием раскольники обосновались за пределами России — в Речи Посполитой. Само происхождение Ветки и многих её слобод было связано со старообрядцами. В 1685 году старообрядцы поселились во владениях пана Халецкого и основали Ветку. Они арендовали часть заболоченных земель, внося солидную арендную плату. Вокруг Ветки в конце ХVII — начале ХVIII века возникло полтора десятка раскольничьих слобод, часть которых (Косицкая, Попсуевка, Марьина слобода, Тарасовка, Романово) относятся к территории современного Ветковского района. В 1722 году образовалось ещё девять слобод, в том числе Побужье, Купреевка, входящие в этот же район. в 1695 году в Ветке завершилось строительство церкви, названной Покровской. Это была первая раскольническая церковь, а литургия, совершенная в день её освещения, была первой раскольничьей обедней. Вскоре наряду с церквями стали возникать старообрядческие монастыри. Новое религиозное направление, оппозиционное по отношению к официальным властям России, было признано Высшим трибунальним судом Речи Посполитой.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене и будете в курсе новых событий и исследований!
Русские раскольники и белорусские крестьяне мирно уживались на одной территории, если не считать тех случаев, когда польские магнаты Халецкий и Радзивилл, борясь за земельные угодия, не втягивали в это дело своих подданных. Старообрядцы внесли свой вклад в хозяйственную жизнь Ветковщины. Путём расчистки лесов они расширяли посевные площади, заводили большое количество скота, строили мельницы, успешно занимались огородничеством, садоводством, пчеловодством. Ветка становится крупным торговым центром всей Беларуси. Здесь получат развитие книго- и иконописание. Оформилась весьма оригинальная школа иконописи, которая оказала влияние на развитие не только белорусской, но и украинской, и русской иконописи. Церкви и монастыри старообрядцев, кроме раскольнической пропаганды, создавали школы грамотности. Среди ветковчан было довольно большое количество грамотных мужчин и женщин. Кроме грамоты, специальные учителя, переходя из одной слободы в другую, давали профессиональные знания, обучая ремеслу.
Пропаганда раскола, проводившаяся старообрядцами Ветки во всей России, бегство под их влиянием русских крестьян в пределы Речи Посполитой — все это вызывало стремление царского правительства покончить с очагом раскольников в Ветке. Особое возмущение вызывало отрицание права женщин на царский престол. Не случайно дважды, в 1735 году в царствование Анны Ивановны и в 1764 году — при Екатерине II, царские войска, пренебрегая суверенитетом Речи Посполитой, вторгались на Ветковщину, уничтожая культовые здания староверов, водворяя их на прежние места жительства или выселяя в Сибирь. После 1764 года Ветка как крупньй центр раскольнического движения перестала существовать. После присоединения восточной Беларуси к России имели место религиозные трения между властями и старо обрядам и. В 1798 году при попытке арестовать старообрядческого попа в Ветке все «от мала до велика сбежались, отбили узника» и чуть не убили судью, которому было поручено задержать попа.
Самобытный уклад жизни раскольников сохранился вплоть до XX века. Но, как отмечал Без-Корнилович, время и любовь сроднили выходцев из России и белорусов.
На Ветковщине в ХУП веке развернули свою деятельность иезуиты. В Хальче находилась их миссия, входившая в Мстиславскую иезуитскую коллегию, одну из шести действовавших в восточной Беларуси. Эту миссию поддерживали крупные польские помещики Фащи, Дерноловичи, Жуковские, Халецкие. В распоряжении иезуитов были церкви в Хальче и Радуге. Они занимались в основном миссионерством и воспитанием юношества. После присоединения к России иезуиты первыми присягнули Екатерине II, сделав это раньше католических и униатских прелатов. Среди присягнувших были иезуиты Хальчи. В знак признательности Екатерина II покровительствовала иезуитам, хотя к этому времени они были изгнаны почти из всех европейских стран. На Ветковщине было примерно полторы тысячи иезуитов. В войне 1812 гоlа они оказали всестороннюю поддержку Наполеону I. Эго привело в конечном итоге к изгнанию иезуитов из России. Последние в отличие от староверцев не оказали существенного влияния на материальную и культурную жизнь Ветковщины.
В 1784 году Ветке стала местечком. В период оформления черты оседлости она стала заселяться евреями, которым царизм не разрешал жить в деревнях и селах. Ветка постепенно превращается в местечко с преобладанием еврейского населения. По переписи 1897 года в Ветке проживало 1704 православных, 1755 староверов и 3726 евреев. Замкнутые в религиозном отношении кагально-общинными рамками, евреи занимались ремеслом, торговлей, становились рабочими на открывавшихся в XIX веке заводах. В совместном труде, вопреки национальной и религиозной разобщенностй, уходила в прошлое нетерпимость православных, раскольников и евреев. Их, в частности, объединяла борьба с эксплуататорами — помещиками и капиталистами, стремление к созданию общества без угнетения и порабощения.
Ветковщина длительное время, начиная с конца ХVІ века, представляла собой своеобразную полесскую Испанию средневековья. Здесь на небольшом пяточке белорусской земли было место встречи, взаимодействий, враждебных и мирных, различных религиозных направлений». И в этом — своеобразие и неповторимость Ветковщины.