Давайте посмотрим, как выглядело искусство лепки из воска до того, как Мадам Тюссо сделала из этого реальный бизнес, а ее последователи довели его до совершенства, создавая идеальных "джоли" и "питтов".
В более ранний период искусство "восковых персон" не было таким натуроподобным, поэтому в работах этого периода как-то больше милоты. Окунемся в историю восковых скульптур.
Профильные раскрашенные портреты из воска были популярны в эпоху Ренессанса и позже.
Воск -- это наиболее удачный материал для того, чтобы изображать человеческую кожу: он имеет тонкий цвет, а его поверхность будто дышит.
Но при этом он и крайне хрупкий и трудно сохраняемый. Не только потому, что его легко повредить физическими ударами, он тает и пачкается.
Но и из-за его ценности: например, вот этот бюст выполнен из 50 килограммов первоклассного воска, и только везение спасло его того, чтобы быть перелитым в такие полезные и ценные для любой церкви свечечки.
Его легко раскрашивать, в отличие от других материалов скульптуры (мрамор или бронза). А человек имеет огромную склонность делать скульптуры все-таки цветными, поэтому фарфоровые статуэтки и куклы так популярны.
При этом все "настоящие" скульпторы умели работать в воском, потому что модели из него были необходимы как предварительная стадия при изготовления бронзовых. Но лишь малое число из скульпторов решали остаться только с этим материалом.
Религиозные статуи делались из воска и по той причине, что на Западе воск считался священным материалом. Пчелы считались символом Девы Марии, поскольку до нормальной науки биология люди верили, что пчелы размножаются бесполовым (ну, то есть непорочным) способом.
Изображения умерших из воска ставились над их могилами. Либо же это могло быть вотивное (жертвенное) изображение от живого человека.
В храм могли пожертвовать восковую руку или ногу -- то, что выздоровело благодаря молитвам.
Из воска традиционно делались рождественские вертепы.
Еще воск ассоциировался со смертью. Его постоянно использовались для изображения различных стадий омертвения и разложения.
Куда же без аллегорий. Особенно обожали их итальянские скульпторы эпохи барокко.
С помощью воска легко снимать посмертные маски, по которым очень удобно делать потом скульптурные портреты.
Вотивные надгробные портреты из церквей были более ранними. Позже появились самостоятельные портреты, для светской жизни, интерьеров. Это справедливо и для воска, и для масляной живописи, и для икон-парсун. В 18 веке стало модным делать восковые бюсты и наряжать их в подлинную одежду. У нас был такой "Петр Великий" и "Потемкин".
Долгие века, до середины ХХ столетия, из воска делали муляжи для обучения врачей, части тела и внутренности.
А вот восковые муляжи более приятные глазу, которые изготавливались ботаниками.
Из того же музея -- восковые модели плодов и семян, тщательно раскрашенные в соответствии с натурой.
Также восковые фрукты и цветы использовали для украшения интерьеров -- выходило дешевле, чем все время свежие по дворцу расставлять. Это было популярно в викторианскую эпоху.
Традиция изготовления фруктов из воска сохранилась очень долго. Не знаю, как сейчас, но когда я училась в школе в девяностых, нам на занятиях натюрморты ставили именно из муляжей фруктов из воска. Пластмассовых, во-первых, из Китая еще не завозили, ну и во-вторых, задача была передать фактуру именно мягкую, которую воск воспроизводил.
Впрочем, делали и просто интерьерные вещи, для красоты.
В России такое тоже появилось, но позже, под влиянием Запада потому что мы не такие некрофилы.
Сегодня этот вид ваяния практически утрачен, и работать со сложным материалом умеют только реставраторы, пожалуй.
***
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене. Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно.