Найти в Дзене

Злоключения башкирского нефтяного комплекса

Энгель ЗАЙНЕТДИНОВ, ветеран нефтяной промышленности, член Союза журналистов РФ и РБ

Несмотря на большую работу по перевооружению отрасли, повышению квалификации кадров, нефтяная отрасль продолжает оставаться одной из самых пожаро- и взрывоопасных.

В начале 1935 г. в Ишимбае проживало: в домах — 18,3 % населения, бараках — 14,4 %, землянках — 37 %, в близлежащих деревнях — около 20 % населения. По вопросам благоустройства и дальнейшего развития р.п. Ишимбай разгорались нешуточные споры. Было немало предложений переселить основную часть населения р.п. Ишимбай в г. Стерлитамак, а в поселке оставить лишь вахтовых рабочих численностью до 2100 человек. По этому поводу было даже принято Постановление СНК БАССР от 31 июля 1938 г., в котором указывается, что «в результате вредительской работы бывших руководителей треста „Башнефть” поселок Ишимбай строился с полным нарушением элементарных санитарных норм и противопожарной охраны...» Поэтому признать г. Стерлитамак в качестве места для размещения рабочих и служащих нефтепромыслов было единственно правильным и целесообразным выбором. «.В связи с переселением населения р.п. Ишимбай в г. Стерлита-мак считать целесообразным с 1 ноября 1939 г., ликвидированный Ишимбаевский район присоединить к Стерлитамакскому району». Было проведено немало мероприятий по оздоровлению ситуации в поселке, после которых это постановление было отменено уже 7 июля 1939 г.

Выше было указано на вредительскую работу руководителей треста «Башнефть». Поясню, в чем дело. Судьба некоторых первооткрывателей ишимбаев-ской нефти сложилась трагично: в 1935— 1937 гг. по стране прокатилась волна репрессий. Очень жестко и больно она коснулась многих ишимбайцев, которых объявили врагами народа.

Только за 1937 г. в Ишимбае было репрессировано руководство района, 86 нефтяников, 33 из которых были расстреляны. Это были поистине черные дни башкирской нефти: был практически обезглавлен штаб только что зародившейся в республике новой отрасли, что сильно замедлило ее поступательное развитие. Через 20 лет все были реабилитированы, но вклад и заслуги этих людей до сих пор никак не отмечены. Н.К. Байбаков неоднократно говорил о необходимости возведения в Ишимбае стелы в их честь, но это до сих пор не сделано.

Несмотря на вышеуказанные трудности, Ишимбайские нефтяники продолжали героически трудиться. До войны было открыто еще 2 новых месторождения, добыча нефти за 1937 г. возросла до 968 тыс. тонн, а за 1939 г. составила 1,67 млн.тонн, что составило около 6 % всесоюзной добычи нефти.

Огромна роль ишимбайцев и в открытии в 1937 г. Туймазинского месторождения нефти. При этом пришлось преодолеть немало трудностей, как и при открытии первого месторождения нефти в республике. Нельзя обойтись без упоминаний подлинных пионеров нового открытия — это начальники геологических партий К.Р. Чепиков и П.С. Чернов, геологи Е.И. Тихвинская и Н.П. Герасимова, буровые мастера В.А Лебедев и Г.Х. Хами-дуллин, начальник разведки ТФ. Амир-кулиев и др. Здесь продуктивные пласты оказались значительно глубже, чем в Ишимбае. Даже когда забои скважин достигли 1000 м, все равно результатов не было. Поэтому в начале 1937 г. осуществлялись попытки вообще закрыть туйма-зинскую нефтеразведку «в связи с ненадежностью дел с открытием нефти в Туй-мазинском районе». В тресте «Башнефть» подготовили соответствующий акт, но начальник разведки отказался подписывать, в этом его поддержали руководители района и республики. Наконец, 10 мая 1937 г. из скважины № 1 при забое 1117 м была получена промышленная нефть.

Особое место в жизни башкирских нефтяников занимают годы войны 1941— 1945 гг. Нефтяная промышленность юга страны была либо разрушена, либо блокирована. Война подтвердила, что курс страны в предвоенные годы на создание новой нефтяной базы страны «Второе Баку», в первую очередь — в Башкирии, оказался стратегически верным. Особое место в достижениях нефтяников республики занимает открытие знаменитых тогда Кинзебулатовского (1943 г.) и Туймазин-ского (1944 г.) месторождений. Первое из них было открыто при весьма необычных обстоятельствах. Несмотря на трудности военных лет, скважина № 5 на Кинзебу-латовской площади была пробурена бригадой мастера М.С. Галякова. Испытание на приток, проводимое в течение 17 суток оказалось безрезультатно. Было принято решение скважину ликвидировать и часть обсадных труб извлечь. После торпедирования колонны труб и извлечения 7-ой трубы ударил самый мощный в истории башкирской нефти фонтан: скважина ежесуточно выбрасывала до 6000 тонн нефти. Большое количество нефти попало в р. Тайрук. Укротить фонтан удалось лишь через 5 суток героического труда. Времена тогда были такие, что завели уголовные дела на многих из тех, кто занимался организацией бурения этой скважины, обвинив их в том, что они хотели «укрыть от народа Кинзебулатовское месторождение». Лишь вмешательство Н.К. Байбакова позволило избежать «ишимбайской трагедии 1937 года». Более того, многие из обвиняемых были отмечены высокими правительственными наградами. Да и открытие девонской нефти в Туймазах — это результат настойчивости и принципиальности нескольких башкирских нефтяников — руководителей «Башнефти» и треста «Туймазанефть» С.И. Кувыкина, И.П. Нифантова, М.А. Потюкаева, А.А. Трофимика, Т.М. Золоева и бурового мастера А.Т. Трипольского, которые сделали все, чтоб скважину № 100 добурили (тогда ее забой составлял 1500 м) вопреки указаниям Наркомата нефтяной промышленности все буровые станки демонтировать и направить на юг страны, освобожденной от врага. А ведь оставалось тогда добурить лишь 165 м, так как фонтан нефти был получен при забое 1500 м. Поистине у этих замечательных специалистов была прекрасная интуиция и огромная вера.

Послевоенный период ознаменовался бурным развитием нефтяной промышленности. В 1967 г. был достигнут пик добычи нефти в республике — 47,8 млн тонн.

После чего, несмотря на открытие целого ряда незначительных по запасам месторождений, началось снижение объемов добычи нефти — практически до 10 млн тонн в год. Помимо естественного истощения недр, снижение объемов нефтедобычи было вызвано целым рядом ошибок, допущенных руководством республики и объединения «Башнефть». Это акционирование компании в 1995 г. по особому башкирскому сценарию, отличному от общепринятых принципов; отказ от участия в создании вертикально интегрированных крупных нефтяных комплексов; непродуманные частые реорганизации, приводящие к сокращению ряда предприятий и значительного числа специалистов. Дошло до того, что в начале нулевых годов были ликвидированы прекрасные музеи нефтяников. В отличии от всех районов страны началось непродуманное изменение названий предприятий; так, например, управление буровых работ переименовали в геострой и т. д. Практически прекратились работы по поиску и разведке новых месторождений, постепенно компания «Башнефть» из крупнейшей в отрасли превратилась в середнячка, и даже ниже. Естественно, компания с таким богатым прошлым и значительным кадровым ресурсом и производственным потенциалом стала лакомым кусочком для крупных компаний отрасли — «ЛУКОЙЛ», «Роснефть» и др. Эксперты не зря называют башкирский нефтяной комплекс «токсичным активом». Поэтому в период правления У. Рахимова он неоднократно оказывался в центре скандалов, ряд топ-менеджеров компании были убиты, либо подвергались серьезным наказаниям, либо вынуждены были покинуть республику и т. д. Долгие годы президент республики сопротивлялся приватизации «Башнефти», считал ее народным достоянием, но в 2003 г. ее владельцем оказался У. Рахимов. В 2009 г. руководство республики дает добро на ее продажу АФК «Система», которая до этого никогда не занималась крупным нефтяным бизнесом. Причем продали «Башнефть» по явно заниженной цене, не зря разговоры об этом не прекращаются до сих пор.

Хочу добавить еще несколько слов о крупных авариях и трагедиях, происшедших на объектах нефтепереработки, нефтехимии и транспортировки нефтепродуктов, потому что они так или иначе связаны с нефтью. В феврале 1953 г. и январе 1954 г. на Уфимском НПЗ произошло 2 крупные аварии с человеческими жертвами. Нефть показала, насколько опасной может быть ее переработка, если вопросам техники безопасности уделяется недостаточное внимание. Да, трагедия на НПЗ «Башнефть-Уфанефтехим», происшедшая ночью 16 июля 2016 г., также из этой серии; плюс необходимость постоянного обновления оборудования.

В 1950-е гг. началось строительство Салаватского комбината № 18, в 1966 г. переименованного в Салаватский нефтехимический комбинат. Из-за сильной загазованности в районе комбината с карты республики вынужденно исчезли ряд поселений, в том числе с. Аллагуват. Самая крупная катастрофа в республике произошла в 1983 г., когда в результате повреждения продуктопровода в районе п. Улу-Теляк произошел взрыв и пострадали 2 пассажирских поезда, погибло 575 человек и ранено 623 человека.

Перечень аварий, пожаров и катастроф в мире, связанных с нефтью огромен. Несмотря на большую работу по перевооружению отрасли, повышению квалификации кадров, отрасль продолжает оставаться одной из самых пожаро-и взрывоопасных. Поэтому работа по обеспечению безопасности труда должна стать одной из главных забот всех нефтяников, всех звеньев технологической цепочки по добыче, переработке и транспортировке нефти. Борьба между добром и злом была всегда и везде. Это закон жизни. Поэтому, дорогие читатели, вам самим решать, насколько справедливы по отношению к нефти слова самой умной книги мира — Библии: «А от дерева познания добра и зла, не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:17).

Но злоключения башкирского нефтяного комплекса на этом не закончились. Печать запестрила сообщениями: «черное пятно башкирской нефти», «проклятие башкирского черного золота» и др. Дело в том, что по решению правительства страны 50-процентный пакет акций «Башнефти», принадлежащий государству, был продан ПАО «Роснефть». Это самая большая нефтяная компания России, входящая в число самых крупных в мире, обладающая мощными ресурсами, кадровым потенциалом. Хочется надеяться, что непрерывная игра с активами и людьми башкирской нефти на этом закончится, и ветераны компании могут спокойно вздохнуть, что их детище в надежных, профессиональных руках и знаменитый бренд «Башкирская нефть» будет и дальше служить процветанию Башкортостана.