Закончилась черная пятница. Тысячи людей в потребительском экстазе, нахватали массу ненужных вещей. Процесс покупки, сопровождался энергичным отпихиванием конкурентов, от вожделенных "дешевых" товаров.
Потребность в купленных вещах, весьма сомнительна. Зато они "подешевше", чем в четверг. Осознание собственной глупости придет позже, когда купленные товары придется выбрасывать, или же продавать таким же бедолагам,за бесценок.
Барыги от торговли, радостно потирают руки. Залежавшийся товар,наконец-то сплавлен. Они то хорошо знают, что в потребительском казино, выигрывают его владельцы, а не игроки.
Распродажа товаров есть проявление потребительской свободы! Свобода выбора за небольшие деньги!
Так вещает реклама. Рекламные лозунги, обращаются со свободой как с плечевой проституткой, готовой отдаться кому угодно, и где угодно.
Между тем, у классиков, от Спинозы до Маркса, к свободе было совсем другое отношение. Так, например Гегель, считал, что свобода есть основное определение воли. Свобода присутствует в воле, а воля присутствует в свободе. Да и вообще, вся всемирная история есть прогресс в сознании свободы. Ну а венцом всех определений, считается следующее: свобода есть осознанная необходимость.
В отношении свободы, отметился высказыванием и современный государственный деятель, заявивший, что свобода, лучше, чем несвобода.
Исходя из классического определения, необходимость или потребность в чем-либо, необходимо осознать и признать заслуживающей удовлетворения.Вот этого стараются не допустить крупные производители и ритейлоры. Их задача, промыть потребителям мозги с помощью рекламы и прочих маркетинговых штучек, сформировать у них ложные потребности, а затем заставить клиентов приобрести ненужный товар.
Что же делать ?
Думать, думать и еще раз думать.Думать исходя из сложившейся системы ценностей и опираться на свою волю, которую как и ум, нужно постоянно тренировать. Не идти на поводу циничных дельцов и их подпевал.
Свобода без правильной системы ценностей и сильной воли есть несвобода.
© Андрей Ермолинский, 2018