Что такое эмоции

   Эмоции — это психические процессы,  протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость внешних и  внутренних ситуаций для конкретного человека.

Эмоции — это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость внешних и внутренних ситуаций для конкретного человека.

Эмоции отличаются от остальных психических процессов (например, тех же познавательных) совокупностью характеристик:

1.Эмоции выражают состояние человека и его отношение к объекту или ситуации.

2.Для эмоций характерна полярность, то есть деление на положительные и отрицательные.

3.Эмоции могут объединять и подчинять себе другие состояния и реакции. Например, так любимое сценаристами и писателями состояние аффекта, когда под влиянием пиковых эмоций человек совершает то, чего в уравновешенном состоянии никогда бы не совершил, а впоследствии не может вспомнить, что же именно произошло; здесь налицо подчинение эмоциям мышления, памяти и восприятия, а зачастую даже ощущений (например, человек может не чувствовать боли).

4.Связь с жизнедеятельностью организма: под влиянием эмоций может меняться деятельность внутренних органов — может появиться или, наоборот, пропасть чувство голода и пр.

5.Социо-культурная обусловленность эмоций. Вспоминаем теорию Выготского и разницу менталитетов: одни и те же явления могут вызвать совершенно противоположные реакции в зависимости от принятых в конкретном обществе норм в данный промежуток времени.

6.Эмоции способны передаваться от человека к человеку.

7.Динамичное протекание эмоций. Эмоции могут быть кратковременными и долговременными. Кратковременные всегда проходят несколько стадий: возникновение, нарастание, кульминация и убывание (можете попробовать отследить любую свою эмоцию и сопоставить стадии). Долговременные (длительные) эмоции более устойчивы и обычно служат фоном для кратковременных.

Эмоции не появились просто так, они выполняют для человека очень важные функции, такие как:

1.Регуляторная — эмоции регулируют состояние организма и поведение индивида.

2.Отражательная — эмоции позволяют определить полезность/вредность воздействующих факторов и вовремя отреагировать на них.

3.Информационная (сигнальная) — эмоции сигнализируют о том, что является для человека наиболее важным.

4.Стимулирующая — эмоции несут в себе влечение, направленное к объекту или от него; они побуждают нас к действию.

5.Подкрепляющая — эмоции играют важную роль в обучении: положительные эмоции вызывают желание повторить успех, а отрицательные — избежать неудач. Например, похвала ученика и положительная оценка в дневнике (а значит, похвала дома от родителей) вызывают положительные эмоции и понимание того, что чтобы снова их испытать, нужно будет в следующий раз так же хорошо ответить у доски. Несмотря на то, что я описала пример со школой, такая система обучения действует везде и всю жизнь, примеров, думаю, у каждого найдётся предостаточно.

6.Переключательная — эта функция проявляется при конкуренции мотивов, в результате чего от полюса (+/-) и силы эмоций будет зависеть выбор человека в пользу той или иной деятельности.

7.Приспособительная — по мнению дяденьки Чарльза (который Дарвин), эмоции возникли как средство адаптации при удовлетворении потребностей. Здесь примерно то же самое, что и в подкрепляющей функции: покушал — приятно, подпалил зад — неприятно.

8.Коммуникативная — внешние проявления наших эмоций позволяют передавать другим людям наши переживания.

Каждая эмоция имеет структуру, то есть состоит из определённых частей:

-субъективное переживание;

-реакция организма;

-совокупность мыслей, входящих в эмоцию;

-выражение лица;

-общая эмоциональная реакция;

-побуждение к действию.

Считается, что при возникновении эмоций все эти элементы проявляются одновременно, и каждый из них может влиять на остальные.

Именно на этом строится множество советов по регулированию своего эмоционального состояния. Например:

-если хотите поднять себе настроение, поулыбайтесь пару минут, и это поможет вам чувствовать себя жизнерадостнее;

-думайте о том, как вам сейчас хорошо;

-если хотите, чтобы вам было хорошо, ведите себя так, будто вам уже хорошо.

Что я могу сказать? В каких-то случаях это работает, в каких-то — нет. Видимо, здесь всё зависит от совокупности факторов: сила изначальной эмоции, время, затраченное на «упражнение» и пр. В любом случае советую взять эти способы на заметку: периодически они всё-таки срабатывают :-)

Что было изначально — курица или яйцо?

Таким вопросом относительно эмоций и физиологии учёные задаются давно. Лично я нашла более или менее сформулированные ответы на этот вопрос, принадлежащие ещё к 18-му веку.

Так вот, единой точки зрения тогда не было, но доминировало предположение о том, что физиологические изменения — это следствие эмоций. То есть сначала проявляется психическое (эмоции), а за ним уже идёт физиологическое (изменение гормонального фона (это уже мой пример, там про гормоны не было написано) и пр.).

Началом современной истории изучения эмоций считается параллельное (независимо друг от друга) формулирование одной теории учёными Джемсом и Ланге. Они оба пришли к выводу, что первоначально происходят физиологические изменения, а уже из них выходят эмоции.

В ответ Джемсу и Ланге Кэнон и Бард сформулировали свою теорию — они считали, что психические и физиологические изменения происходят одновременно. Также они открыли (Кэнон предположил, Бард уточнил), что за эмоции отвечают гипоталамус и центральная часть лимбической системы мозга (это для любознательных, которые не поленятся загуглить строение центральной нервной системы).

Короче, пока точно ничего не ясно, так что смело придерживайтесь той теории, которая вам больше нравится :)

Существует также несколько интересных когнитивных (от латинского «когницио», т.е. познание) теорий.

Фестингер предложил теорию когнитивного диссонанса (знакомое словосочетание, да? многих им пугают)) ). Так вот, согласно этой теории, отрицательные эмоции возникают в результате поступления противоречивой информации. Как это работает? А очень просто: если возникает расхождение между ожидаемым результатом и действительным (сделать хотел грозу, а получил козу), мы чувствуем дискомфорт, и чтобы от него избавиться, используем отрицательные эмоции.

Когнитивно-физиологическая теория Шехтера (не путать с лингвистом!) подчёркивает важную роль: 1) прошлого опыта человека; 2) субъективной оценки ситуации; 3) актуальных потребностей и интересов человека. То есть у человека есть какая-то потребность, и исходя из неё он оценивает сложившуюся ситуацию, используя при этом свой прошлый опыт, и если он видит, что в этой ситуации его потребность или интерес удовлетворится/удовлетворён, то возникают положительные эмоции, а если нет — отрицательные. Например, идёт человек по улице, захотел кушать, и тут начинается оценка: «ага, есть хочется, а еды кругом нет…стойте-ка, раньше здесь за углом была закусочная, вот там-то и поем!» — и всё, вот вам положительные эмоции.

Длинненько получилось, поэтому о том, какие именно бывают эмоции, что такое стрессы и настроения, а также о пресловутом аффекте я расскажу в следующий раз.

Прошу любить и не жаловаться,

Ваша Антонина Осколкова.