За время Великой Отечественной войны Красная армия получила по ленд-лизу из США огромное количество артиллерийских тягачей семейства Dodge WC51. Эти полноприводные машины, рассчитанные на транспортировку отделения солдат в кузове и артсистемы на буксире, зарекомендовали себя очень хорошо. А потому неудивительно, что по окончании боевых действий наши военные всерьез поставили вопрос о необходимости принятия на вооружение отечественного аналога такого «Доджа».
Первую попытку создания этого самого отечественного аналога предприняли в самом военном ведомстве в начале 1948 года. Дело в том, что в ведении Автомобильного управления Министерства вооруженных сил СССР находилась такая организация, как Научно-исследовательский и испытательный автомобильный полигон, сокращенно – НИИАП. Находился этот полигон в подмосковных Бронницах, а сотрудники его занимались не только испытаниями всевозможной автотехники, но и разработкой экспериментальных транспортных средств, постройка которых осуществлялась при помощи расположенного рядышком другого военного предприятия – Опытного завода № 38. Создание советского «Доджа» велось на полигоне в рамках темы опытно-конструкторских работ № 53-К и завершилось постройкой макетного образца, получившего обозначение ГАЗ-НИИАП-2.
По концепции и компоновке советский арттягач полностью повторял американский прототип, включая даже такой неудобный момент, как размещение «запаски» слева от водителя в проеме кабины. Однако вся его агрегатная база была исключительно советского производства. За неимением альтернативы раму, силовой агрегат, трансмиссию и ведущие мосты вместе с колесами для ГАЗ-НИИАП-2 позаимствовали у новейшего грузовика ГАЗ-63. Причем колесную базу «газона» оставили без изменений (3300 мм), но все остальные узлы и агрегаты скомпоновали по-новому, чтобы максимально снизить высоту. Ведь от артиллерийских тягачей нового поколения требовалась не только способность к маскировке на местности, но и соответствие условиям авиатранспортабельности: они должны были помещаться на борт грузовых самолетов и планеров и быть приспособленными к парашютному десантированию.
Для выполнения этих условий двигатель потребовалось сместить на 190 мм назад и на 85 мм вниз, укоротив соответственно промежуточный кардан. На те же 190 мм подвинули назад и радиатор, но вниз его опустили уже на 110 мм. Для сохранения возможности использования заводной рукоятки бампер также потребовалось опустить на 55 мм. А для перекомпоновки рабочего места водителя потребовалось отодвинуть на 120 мм назад рулевой редуктор, опустить на 30 мм рулевую колонку и сдвинуть на 210 мм назад педальный узел. Благодаря использованию стандартных передних крыльев, фар и подфарников от ГАЗ-63, арттягач сохранил сходство с серийными грузовиками ГАЗ, хотя все остальное оперение передка у него и было оригинальным.
Из открытой кабины ГАЗ-НИИАП-2 нельзя было напрямую попасть в кузов, поскольку сиденье водителя и командира было выполнено в виде сплошного дивана. Для целей маскировки рамку ветрового стекла можно было откинуть на капот, а для защиты от непогоды над кабиной можно было натянуть брезентовый полог. Еще два полотнища можно было натянуть по бокам вместо дверей. Правда, на месте гипотетических боковых окон кабины никакой защиты не предусматривалось вообще – как, впрочем, и у «Доджа».
Металлическую платформу – заметно более широкую, чем кабина – изготовили путем сращивания двух неравных половинок кузова Dodge WC51. В результате длина грузовой площадки выросла с 1,82 до 2,53 м. Особенностью «доджевского» кузова являлось то, что грузовая площадка в нем располагалась посередине, тогда как вдоль боковых бортов были обустроены прямоугольные металлические рундуки. В эти рундуки были целиком утоплены задние колесные арки, а поверх них крепились деревянные лавки с откидывающимися вверх спинками для размещения бойцов. Посадка и погрузка боеприпасов осуществлялись через задний откидной борт.
Получившийся в результате артиллерийский тягач смотрелся не так гармонично, как Dodge WC51, однако заданным целям полностью соответствовал. В частности, в сравнении с ГАЗ-63 при той же энерговооруженности он обладал куда меньшими габаритами (с установленным тентом – 5410х2120х2200 против 5525х2200х2810 мм), сохранив прекрасную геометрическую проходимость – короткие свесы, большой угол рампы и значительный дорожный просвет. Дальнейшей проработкой конструкции артиллерийского тягача в том же 1948 году занимался уже завод ГАЗ. О том, что из этого получилось, мы расскажем в самое ближайшее время.
Николай Марков для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!