В ночь с 15 на 16 октября 1941 г. Одессу покидали последние воины. Их увозили военные корабли и транспортные суда торгового флота. Завершилась 73-дневная героическая оборона крупнейшего города и порта на Черном море.
Но и после эвакуации войск из Одессы в период 907-дневной оккупации города борьба с врагом не прекратилась. Ее продолжили одесское партийное подполье и партизаны.
Партизаны Одессы в открытых боях и путем диверсий уничтожили свыше 5 тысяч солдат и офицеров-оккупантов, организовали 27 крушений воинских эшелонов с живой силой и техникой, взорвали 16 мостов, 248 автомашин, 13 орудий, повредили 82 километра телефонно-телеграфной линии связи. Народные мстители спасли от угона в фашистское рабство около 20 тысяч советских граждан. Своими действиями они сковали почти 3 вражеские дивизии.
В апрельские дни 1944 г. партизаны завязали открытые уличные бои с захватчиками, чем оказали большую помощь войскам Советской Армии в освобождении Одессы.
Героически сражался с оккупантами партизанский отряд под командованием капитана Владимира Александровича Молодцова (подпольная кличка — Бадаев). Документы рассказывают о том, что в отряде Молодцова-Бадаева отважно сражался командир отделения подрывников И. Иванов — третий механик парохода «Красный профинтерн», оставленный в тылу врага для подпольной работы. Он изготовлял для отряда мины и лично участвовал в операциях. 17 ноября 1941 г. его группа подорвала поезд, уничтожив 250 оккупантов. На другой день Иванов погиб в Нерубайских катакомбах при защите входа...
Смело и эффективно действовали в оккупированной Одессе диверсионно-разведывательные группы. Одной из них командовал Николай Артурович Гефт — выпускник Одесского института инженеров морского флота, работавший до войны инженером-механиком в нефтеналивном пароходстве «Совтанкер». Базой действий группы являлся Одесский судоремонтный завод № 1. Бойцы этой группы, состоявшей из моряков торгового флота и судоремонтников, наносили большой ущерб ремонтировавшимся судам врага, сообщали на Большую Землю сведения, ценные для командования Красной Армии. До прихода в Одессу советских войск группа действовала без провала и в боевой готовности вышла из подполья. Н. Гефт погиб в августе 1944 г., командуя разведывательно-диверсионным отрядом «Авангард».
Задания подпольного обкома партии в Одесском порту и на судоремонтных заводах выполняли групп руководимые А. Третьяком, Г. Трусовым, М. Евстратенко, С. Буштедом А. Беккером.
В Николаеве советский разведчик, бывший инженер порта В. Лягин, создал партизанские ячейки. Он посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. На Николаевском судостроительно-судоремонтном заводе подпольными группами руководили Б. Бондаренко, Б. Воробьев, М. Гончарев, И. Козодеров.
После отхода советских войск из Новороссийска многие труженики морского транспорта ушли в партизанские отряды. Борьбу моряков, портовиков, судоремонтников и представителей других профессий в тылу врага возглавлял Петр Иванович Васев — секретарь Новороссийского горкома партии. Перед войной он был главным инженером Новороссийского порта, после войны — его начальником. Впоследствии он возглавлял Одесский порт, Черноморниипроект, работал заместителем начальника Черноморского пароходства.
Новороссийские портовики входили в партизанский отряд «Норд-Ост». Командиром отряда являлся старый портовик С. Оголь, комиссаром — директор судоремонтного завода Н. Николаев. Партизаны-портовики отважно сражались с врагом. Среди них были И. Попов, А. Морозов, П. Досчик и другие — всего 70 человек.
После войны молодые моряки нередко видели на груди пожилых коллег медали «Партизану Отечественной войны». Она вручалась мужественным защитникам Родины, которые боролись с врагом на суше, чтобы нынешнее поколение моряков могли мирно работать в море.
СПАСИБО ЗА ПРОЧТЕНИЕ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ И СТАВЬТЕ «ПАЛЕЦ ВВЕРХ»