(2011, США)
- Остановись, безумец! Что же ты, нахрен, творишь?! - вскричал я, увидев, как главный герой этого фильма Джон Оттуэй (Лиам Нисон) засовывает себе в рот дуло винтовки и тянется пальцем к спусковому крючку. И нет, я вовсе не испугался за Джона, потому что это происходило в самом начале и было ясно, что он не застрелится. По крайней мере не здесь и не сейчас. Меня покоробило иное - то, что Оттуэй делал это на морозе. А ведь каждый из нас с детского сада свято помнит: лизать зимой качели нельзя, как бы вам того не хотелось. Потому что это и больно, и воспитателю лишняя морока, бегать за чайником, чтобы отлепить ваш примерзший язык от безжалостного металла.
Ан нет, в "Схватке" (не путать со "Схваткой" Майкла Манна) случилось чудо: герой облизал зимой на Аляске винтовочный ствол и затем без страданий и слёз - вуаля! - достал его изо рта. Короче говоря, с самого начала эта картина Джо Карнахана настроила меня на скептический лад. И, как оказалось, не напрасно. При всей её драматической, поэтической, философской и просто визуальной красоте, смотреть на то, как её герои выживают за Полярным кругом, невозможно без ехидной ухмылки.
Простой сюжет тоже надо записать в достоинства "Схватки" - он не мешает наблюдать за душевными метаниями и психологическими взаимоотношениями героев. Вахта нефтяников, в которую входил и охотник на волков Оттуэй, летела домой на самолете, но тот разбился в горах Аляски и из всех пассажиров выжили лишь семеро. После чего у них сразу возникло недопонимание с голодными и злющими волками, которых они и будут отгонять вплоть до финальных титров.
Окей, в волкологии я профан. Так что поверю в то, будто на Аляске эти звери готовы сожрать вас, едва вы выйдите за околицу. Однако спрошу, почему Оттуэй и его сотоварищи не остались возле упавшего самолета дожидаться помощи, а поперлись аккурат в волчью глушь. То есть изначально у них под рукой было всё, чтобы укрыться от волков в разбитом фюзеляже и просидеть там несколько дней: еда, теплые вещи, дрова неподалеку, гора самолетных обломков для изготовления заслонов и оружия... Но нет, Оттуэй боится торчать в чистом поле и потому гонит выживших... в лес! А в чём, простите, разница? Волки же не кавалерия, чтобы утрачивать в лесу свои "боевые" качества. Или среди деревьев они неожиданно становятся добрее и толерантнее к двуногим чужакам?
Ещё один неудобный вопрос: почему перед лицом смертельной угрозы ни у кого не хватает ума вооружиться? В разбитом самолете не нашлось инструментов или банальных металлических обломков, которыми можно дубасить и колоть волка? Ладно, пускай не нашлось - допустим такую невероятную ситуацию. Но вот герои добрались до леса, и что дальше? У них есть ножи и они начинают выстругивать себе острые колья? Ведь как же им сейчас без кольев-то - простейших средств для отпугивания хищника, доказавших свою эффективность тысячелетиями человеческой эволюции?
Нет, не выстругивают. Вместо этого они мастерят ниэпическую фигню - привязывают к метровым палкам... патроны 12 калибра. Так, чтобы при тычке этой палкой в волка патрон выстреливал. То есть технология проста: заостренный конец палки играет роль бойка, который пробивал капсюль. У патрона, привязанного к ней изолентой... Для тех, кто всё еще не понял: деревянному (!) бойку толщиной с зубочистку при толчке рукой предстояло наколоть латунный капсюль так, как обычно это делает стальной боёк посредством мощной курковой пружины.
Не знаю, вероятно, некоторый шанс выстрелить из этой ахинеи всё-таки есть. По крайней мере в теории. Но, ребята, не проще было бы при наличии изоленты привязать свои ножи к кольям и смастерить отличные копья, которые при попадании в волчью тушку уж точно не дадут осечки?
Я уже не говорю про странную акробатику, которой занимаются герои на отвесном склоне ущелья вместо того, чтобы пойти вдоль обрыва и поискать разлом, осыпь или иное удобное место для спуска с помощью веревки. Промолчу и о том, что бредущим по сугробам, хромым героям не приходит в голову выломать себе простейший посох или костыль. Зато они зачем-то собрали у мертвых пассажиров (тех, которых откопали в снегу) документы и несли с собой этот бумажный "архив". Спрашивается, зачем, если список всех летевших в том самолете людей и их данные так и так были зарегистрированы авиакомпанией?
***
В общем, повторяю и на всякий случай подчеркиваю: к драматической, поэтической, философской и визуальной стороне "Схватки" у меня нет ни малейших претензий. Джо Карнахан хотел снять мрачную фаталистичную драму про человека на грани смерти, и он её снял. Честь ему за это и хвала.
Однако проблема в том, что увлекшись рефлексиями и самокопанием Оттуэя и прочих, а также рисованием компьютерных волков, авторы фильма забили болт на сюжетную логику. Порой даже элементарную. А ей в фильмах про хардкорное выживание всё-таки пристало стоять во главе угла. Ну или хотя бы не играть в откровенные поддавки. Вот почему, когда эти герои не сидят у костра и не ведут задушевные беседы, они производят удручающее впечатление, занимаясь форменными глупостями. Отчего и не дают воспринимать себя всерьез, даром что при этом, насупив брови, рассказывают нам суровую и кровавую историю.